Итоговое мероприятие старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Задачи:

  1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.
  2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, гимн.
  3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.
  4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей – чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.


Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: Кремль, дружина, князь, белокаменная, златоглавая, древняя, Красная площадь, основатель Юрий Долгорукий, столица, гимн, куранты.

Предварительная работа: познание (рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы; старая Москва на картинах А. Васнецова); коммуникация (беседа «История Москвы в пословицах и поговорках»); 

Материал: пословицы и поговорки о Москве, стихотворения о Москве, фотографии Москвы.

Ход

Беседа на тему «Родина».

— У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился. Есть мать, которая его родила — это самый дорогой и близкий ему человек. А ещё у каждого человека есть самое дорогое—это Родина, родная страна.

— Как называется наша страна? ( ответы детей)

— В каждой стране есть свой герб, гимн, флаг. Посмотрите на флаг России. Он состоит из трёх горизонтальных полос. Назовите пожалуйста цвета этих полос. (Ответы детей).

— Эти цвета народ почитал издавна, и каждый цвет имеет своё символическое значение. А вы знаете значение этих цветов?

Белый — благородство.
Синий — верность, честность.
Красный — мужество, смелость.

Русский народ эти цвета считал самыми красивыми.

 У Российского флага есть свой день. Его отмечают 22 августа.(фото флага).

-А теперь попробуйте сами раскрасить флаг нашей страны.

Игра «Нарисуй флаг России»

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? (Обратить внимание на правильность расположения полос их ширину).

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

— А теперь посмотрите на герб России. На тёмно-красном щите изображён золотой двуглавый орёл. Ребята, а что вы знаете об орле? Какая это птица? (Ответы детей). А золотой он на гербе потому, что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся.

В центре орла изображён всадник на белом коне, который поражает копьём чёрного змея. Это означает, что добро всегда побеждает зло.

Почему у него две головы?  

У России величавой

На груди орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный , мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Гимн России.

— У каждой страны есть свой гимн. Что такое гимн? (ответы детей) Правильно, это главная, торжественная песня страны. В каких случаях исполняется гимн? ( В торжественных случаях: при поднятии флага, при вручении наград, в начале Олимпийских игр).
Да, ребята, гимн слушают всегда стоя, проявляя уважение к родной стране.
Сейчас мы прослушаем  Гимн (все встают).
Слушание аудиозаписи «Гимн России»
Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (наглядное пособие).

 Организационный момент (игра с мячом в кругу с детьми)

– Какие города России вы знаете? (ответы детей)

– А как вы думаете, что такое столица? (дети высказывают свои предположения).

– Как называется главный город нашей страны?

Сегодня мы поговорим о городе Москве – столице нашей большой и великой страны. Кто из вас был в этот красивом городе? (ответы детей).

Беседа  о Москве. 

Как называется столица нашей Родины? (вывешивается изображение Кремля).

Москва- это Красная площадь,

Москва- это башни Кремля,

Москва- это сердце России,

Которое любит тебя.

-Посмотрите,  какая красивая столица нашей родины – Москва. Чем отличается столица от других городов? (Здесь работает резидент и правительство.)  Где работает президент? (В Кремле) Посмотрите на Кремль и попробуйте определить, в каком здании работает президент.(В здании с флагом на крыше).Верно, ведь флаги развеваются над зданием правительства, администрации, флаги вывешиваются во время праздников, их поднимают во время побед.

– Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.

Педагог читает стихи Фёдора Глинки:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

– Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? (Ответы детей). Достопримечательность — это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего. Полетим мы сегодня на волшебном «Ковре самолете».

Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нету рук.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
Мы машину вдаль ведем.
Крепко руль держали. Ехали — устали.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
Мы сегодня самолеты,

Мы не дети, мы пилоты.

Руки – нос, и руки – крылья полетела эскадрилья.

Полетели, закружились и в Москве мы приземлились.
Педагог приглашает детей занять свои места, объявляет:

 Повествовательный рассказ педагога:

– Ребята, как вы думаете, всегда ли город выглядел так, каким он есть сейчас?

Рассказ педагога сопровождается показом слайдов.

Воспитатель показывает детям старинное изображение города Москвы .

Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ изображения). Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

— Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? (ответы детей). Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.

— Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

– Посмотрите, какие красивые башни у стен Кремля. А самая главная и красивая? (Спасская).
Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

«Бьют часы Кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает день.
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день».

– Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год). (Слушаем бой Курантов).

У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь.(Показываю изображение) 

На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного,  исторический музей, мавзолей).
(Показ изображения) Василий был странным человеком, предсказывал будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.

Физминутка. Дети маршируют со словами:

Мы учили песенку, а в песенке слова: 

«Здравствуй, наша Родина, Город наш… (Москва.)

Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская? 

Эту площадь знают все, эта площадь… (Красная.)

– А сейчас мы с вами пройдем к вечному огню. (Показ иллюстрации Вечного огня). Мы находимся у могилы неизвестного солдата, у вечного огня. Он горит в память о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от фашистов. Этот огонь не гаснет никогда.

Над могилой, в тихом парке,
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит.
Здесь солдат российский спит.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.

– Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет .Он был основан очень давно по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.

Отправляемся дальше. Ещё  одной достопримечательности города Москвы- это Останкинская башня. Вы знаете для чего она нужна? (Ответы детей). Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и всей страны. Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слышно по всей стране». В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. 

 — Русские люди любят Москву не только за её достопримечательности, они любят её за то, что она — главный город нашего государства. О Москве сложено очень много стихотворений, пословиц, поговорок. Послушайте, какими тёплыми словами говорил о Москве А. С. Пушкин:

 Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе —
Москва, я думал о тебе!
Москва! Как много в этом звуке —
Для сердца русского слилось — 
Как много в нём отозвалось! 

Какие пословицы и поговорки вы знаете о великом городе Москве?

Ответы детей:

Москва — сердце России.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране. 

Москвой-столицей весь народ гордится. 

Москва от глаз далека, да сердцу близка. 

Москва не клином сошлась, околицы нет. 

Москва не сразу строилась. 

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы – Государственной Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя

Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным, акробатам, клоунам.

– Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в цирк (наглядное пособие).

В цирке сердца замирают у нас, если летает воздушный гимнаст

В цирке всю публику клоун смешит, здесь даже купол от смеха дрожит.

просто глаза разбегаются здесь, от разноцветных, волшебных чудес. Как же нам нравится цирк Шапито, цирк Шапито не забыть ни за что!

Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.

Самый красивый  в мире московский метрополитен,  одной достопримечательности города Москвы является Театр зверей имени   В. Дурова, парк развлечения и отдыха им.Горького.

Еще очень много достопримечательности  в Москве… Об этом мы поговорим потом!

-Что находится на территории Кремля?

( Дети по очереди перечисляют достопримечательности Кремля и показывают иллюстрации

– Царь–пушка, Царь – колокол, Соборная площадь, Кремлевский дворец и оружейная палата, резиденция президента Сенатский дворец, Спасская башня с курантами, вечный огонь.

За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы (). Как вы думаете, что значит – Победоносец? (ответы детей).

Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Царь-колокол! (наглядное пособие). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины. Царь-пушка всем пушкам пушка! (наглядное пособие). Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов.

Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.

– Молодцы, ребята, вы много знаете о Москве.

– Наша экскурсия заканчивается, пришла пора возвращаться в детский сад.

Садитесь на ковер-самолет и еще раз пролетим над Москвой.

Игра «Придумай название»

Воспитатель называет достопримечательность, а дети должны придумать, как может называться улица, на которой эта достопримечательность находится ( театр – театральная, цирк – цирковая, клоунская…)

– Вот мы и приехали в свой детский сад. Вам понравилась наша прогулка? Что мы увидели сегодня? Что понравилось больше всего?

– В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, когда вы станете постарше, вы обязательно побываете в Москве и всё увидите. А сейчас, я предлагаю вам еще раз посмотреть на красавицу Москву.

Фильм «Главный город страны»


Подведение итога: 

– Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

– что нового и интересного вы узнали?

– что вам больше всего понравилось?

– почему?

Воспитатель вручает детям сувениры на память о прошедшем мероприятии (магниты с изображением достопримечательностей г. Москвы).
-На этом наше знакомство с Москвой не закончено.Я предлагаю вам раскраски с изображением достопримечательностей нашей столицы. Вы можете выбрать понравившуюся вам и раскрасить.