Первое занятие: Мыло.

Воспитатель:  Здравствуйте, дорогие ребята и гости! По дороге в сад я зашла в магазин бытовой химии и что-то купила (показать коробку).  Вам интересно что там внутри? (ответы детей). Тогда я загадаю вам загадку, и вы поймёте, что находится в коробке.

  •   Ускользает, как живое

Но не выпущу его я

Белой пеной  пениться

Руки мыть не ленится!

(мыло) 

– Ребята, что же поможет нам справиться с микробами? (Чаще проветривать комнату, бывать на свежем воздухе)…

 

– Молодцы, а  ещё что поможет, чтобы справиться с микробами?

 

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам сказку:

Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов. Особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках и думают:

– Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи.

И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

Так значит, что нам помогает бороться с микробами? (мыло)

А кто-то из вас знает, откуда появилось мыло? 

А вам интересно знать историю возникновения мыла?

Тогда я предлагаю вам посмотреть презентацию.

СЛАЙД 1

Воспитатель: Вряд ли кто-то, намыливая руки, задумывается, как появилось мыло. А зря!!!!!!!!
В том виде, в котором мы знаем мыло сейчас, оно появилось только в 8 веке нашей эры – его изобрели арабы. 
Наши далекие предки для мытья и стирки одежды долгое время использовали дары природы.
Долгое время мыло использовали лишь в лечебных целях
За чистотой не следили даже представители высоких сословий.
Расцвет мыловарения начался с 13 века
Тайна создания мыльного состава охранялась очень строго.
С 15 века в привычку людей вошло мытье рук перед едой и после посещения туалета,
а также использовать мыло для стирки одежды.

Лишь при царе  Петре I открылись первые мыловаренные фабрики.
Сегодня на прилавках магазинов можно видеть тысячи сортов твердого и жидкого мыла
Мыло можно приготовить в домашних условиях

Слайды  (2-11)

 

 Опыт с мылом

 

Итак, мы с вами многое узнали о мыло, провели опыт, послушали историю, отгадывали загадки. А теперь, я предлагаю вам сделать мыло своими руками. Готовы?!

Я приглашаю Екатерину Валерьевну для проведения мастер-класса по мыловарению.

В ПЕРЕРЫВАХ:  ( Викторина (слайд 12), рубрика (слайд 13), видеоролик). 

Рубрика «Это интересно!» 

Английская пенсионерка Кэрол Вон коллекционирует мыло с 1991 года. В её собрании есть образцы практически из всех стран мира. И на данный момент у Кэрол хранится более пяти тысяч кусков самого различного мыла.

 Похоже, это самая большая частная коллекция мыла в мире. Хотя о регистрации в книге Гиннеса пока не слышно. Но Кэрол Вон очень довольна. Ведь она шла к этому долгие годы. Причина, по которой англичанка начала собирать коллекцию, прозаична – она просто любит мыло. Кэрол всегда просит друзей привезти ей какой-нибудь необычный образец из путешествия. Да и сама, когда отправляется в тур, покупает и собирает новое мыло где придется.

 

Сейчас Кэрол 65 лет. Она живет в Бирмингеме, демонстрирует мыло журналистам и не собирается останавливаться на достигнутом. Ведь теперь, фактически, это дело всей её жизни.

Игра “Это я, это я, Это все мои друзья”. 

Я называю двустишие, если вы с ним согласны, говорите хором: “Это я, это я, это все мои друзья!” Если вы не согласны – хлопайте в ладоши.

  1. Кто из вас всегда готов
    Жизнь прожить без докторов?
  2. Кто не хочет быть здоровым

Бодрым, стройным и веселым?

  1. Кто из вас не ходит хмурый,
    Любит спорт и физкультуру?
  2. Кто мороза не боится

На коньках летит, как птица?

  1. Кто из вас, из малышей
    Ходит грязный до ушей?
  2.  Кто согласно распорядку

 Выполняет физзарядку?

Задания.

А) Бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда им говорят: « Умойся!» – они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» – они лезут.

Для таких детей писатель Г.  Остер придумал «Вредные советы»

 

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ник чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

 

 

Итог. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель:

-Кем мы сегодня были?

 _Мыловарами

    Повторение, закрепление  « Как делается мыло?»

Слайд ( 14- 17)

 

Второе занятие: Мыло – наш друг.

Тема занятия: Мылонаш друг

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Цель: ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи

  1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями. Уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни. 
  2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы и заключения; познавательного интереса, творческих способностей;
  3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
  4. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
  5. Организационный момент.
  6. Улыбка.

В: Дети, чтобы у всех было хорошее настроение, я предлагаю вам улыбнуться друг другу и подарить улыбки нашим гостям, поздороваться с ними.

А теперь я предлагаю вам построить лесенку к новым открытиям. Положите свою ладошку на мою, а потом на ладошку друга и так далее, друг за другом. Смотрите, какая получилась замечательная лесенка, вы молодцы.

В.:  По дороге в сад я зашла в магазин бытовой химии и что-то купила (показать коробку).  Вам интересно, что там внутри? (ответы детей). Тогда я загадаю вам загадку, а если отгадаете, то вы поймёте, что находится в коробке.

В.: Отгадайте загадку:

  • Ускользает, как живое

Но не выпущу его я

Белой пеной  пениться

Руки мыть не ленится!

Дети: это мыло.

– Ребята, а оно помогает нам справиться с микробами? (ответ детей).

В.: Ребята, а зачем нужно мыло?

Дети: Для того чтобы умываться, мыть руки.

В.: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.

Дети: Можно, но с мылом будет чище.

В.: Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.

Воспитатель вместе с детьми подходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы, запаха.

В.: Зачем люди делают разное мыло?

Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.

Выслушиваются ответы детей.

В.: Мне интересно узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. У меня есть картинки, предлагаю вместе расставить их по порядку.

Дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки в правильной последовательности вместе с воспитателем.

В.: Ребята, а только туалетное мыло бывает или ещё какие-нибудь? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на хозяйственное мыло.

В.: Какое-то оно не такое.  И запах совсем необычный. Кто-нибудь видел такое мыло? Где оно применяется? (Выслушиваются ответы детей).

В.: Такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать.

Молодцы ребята.

В.: А вот ещё одно мыло. Кто-то из вас знает, как оно называется? (Ответы детей).

Воспитатель читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».

В.: «Интересно, а зачем мыло в бутылочке? Почему называется жидким?»

Дети: потому что течёт.

Физминутка

1)Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

 

В.: Итак, мы с вами многое узнали о мыле, столько всего нового о нём, отгадали загадку, поиграли. А теперь, я предлагаю вам побыть настоящими исследователями и провести опыты. Готовы?! 

Тогда я приглашаю вас всех в нашу лабораторию. Лаборатория – это место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием.

Но, для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом:

  1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным, не сори.

  1. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

  1. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

Опыты с мылом

Мыло – силач

Для этого опыта нам понадобится кусок мыла и тарелка. Тарелку необходимо слегка смочить водой, потом  сверху положить мыло, прижать его и пару раз прокрутить вокруг своей оси. Оставляем мыло на тарелке на 2 минуты. Пробуем поднять мыло, при этом тарелка поднимается вместе с мылом, т.к. последнее «приклеилось» к тарелке.

Почему так произошло? 

Когда мыло намокло, между тарелкой и куском мыла образовалась мыльная пена, молекулы которой максимально сблизились с молекулами тарелки, и между ними возникло взаимное притяжение. Поэтому после высыхания тарелка и кусок мыла «склеились», т.е. вели себя как одно целое.

Этим свойством мыльной пены пользовались хозяйки во времена деревянных рам, утепляя окна и заклеивая щели полосками бумаги, смоченной в густом мыльном растворе. 

Рисование мылом по ткани

А теперь творческое задание по рисованию мылом на ткани. Для этого лучше всего подойдет мыльный смылок с тонким краем и плотная тёмная ткань (не трикотаж). Мыло прекрасно рисует по ткани, оставляя четкие контуры. При этом любые «ошибки» легко исправить, протерев нужный участок влажной салфеткой.

Эти свойства мыла широко используются рукодельницами при обведении выкроек на ткань и для другой швейной разметки.

Опыты с мылом: пена в стакане

В стакан наливаем воды, на тёрке натираем мыло, добавляем его, тщательно размешиваем и просим ребенка подуть через коктейльную трубочку в получившийся раствор.

Важно! Проводите этот опыт только в том случае, если уверены, что ребенок может чётко следовать инструкции, и не станет пить воду через трубочку.

В результате над поверхностью воды образуется пышная пена, появление которой объясняется наличием особых молекул в составе мыла. Эти молекулы похожи на булавки, головки которых любят воду, а хвосты воду отталкивают. При смешивании мыла с водой эти «булавки» плотно прижимаются друг к другу и готовы окружить любую жирную грязь плотным кольцом, тем самым очистив загрязненную поверхность или отстирав пятно от ткани. В нашем же случае – мы вдуваем в раствор воздух и эти молекулы, плотно прижавшись друг к дружке, окружают появившийся внутри жидкости газ, тем самым создавая вокруг пузырьков воздуха тонкую плёнку.

Поверхностное натяжение мыльного раствора достаточно велико, поэтому пузырьки долго не лопаются, позволяя любоваться красивыми узорами и даже пускать мыльные пузыри.

***

В ПЕРЕРЫВАХ:  

Рубрика «Это интересно!»

История возникновения мыла

Мыло получило свое название от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. Саму же гору Сапо можно считать местом производства натурального мыла. Происходило это следующим образом. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло.

 

Игра “Это я, это я, Это все мои друзья”.

Я называю двустишие, если вы с ним согласны, говорите хором: “Это я, это я, это все мои друзья!” Если вы не согласны – хлопайте в ладоши.

В.: Кто пришел к нам в детский сад

И с друзьями встрече рад?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В.: Кто проснулся утром рано

И умылся сам под краном?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В.: Кто открыл сегодня краски,

Книжки новые, раскраски?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В.: Кто с игрушками играл

И на место их убрал?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В.: Кто сломал сегодня стул,

В лужу девочку толкнул?

Дети молчат.

В.: Кто мечтает подрасти,

В школу поскорей пойти?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

В.: Молодцы! Никто не ошибся! А ведь и вправду говорят, что самый веселый народ на планете – дети. Они всегда живут дружно и весело! 

Итог. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель:

– Чему вы научились сегодня? – Кем вы сегодня были?

– Исследователями. Провели много интересных опытов.

– Что вам сегодня больше всего понравилось?

– Какое у вас сейчас настроение? 

Повторение, закрепление  «А про какое мыло мы сегодня узнали?»

– Молодцы, ребята! Я вами горжусь!