Конспект занятия (НОД) на тему: «Свойства поролоновой губки» в подготовительной группе.
Цель: развивать творческую познавательную активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи: Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Задачи приоритетной образовательной области:
– развивать познавательный интерес;
– формировать основы поисково-исследовательской деятельности;
– развивать внимание, любознательность, воображение.
В интеграции:
Социально-коммуникативное развитие:
– создать эмоциональный настрой;
– развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
– развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие:
– пополнять активный словарь: поролоновая губка, шершавая, шероховатая, колючая, опыт, эксперимент, лаборатория, исследователь.
– закрепить умение отвечать полным ответом.
Художественно-эстетическое развитие:
– развивать навыки совместного творчества.
Физическое развитие:
– развивать мелкую моторику, усидчивость;
– формировать естественную двигательную активность;
– формировать представления о здоровом образе жизни.
Развивающая предметно-пространственная среда: чемодан, губки на каждого ребёнка, синие и красные паруса, два тазика с водой и два пустые, иллюстрации с зарисовками опытов, губки на каждого ребёнка, синие и красные паруса, иллюстрации с зарисовками опытов, спецодежда, алгоритм-картинки.
Методы и приёмы:
Методы и приёмы | Содержание деятельности | Деятельность детей |
Наглядный | Презентация, Иллюстрации | Рассматривание слайдов, иллюстраций |
Словесный | Беседа, вопросы | Слушание, ответы на вопросы |
Практический | Опыты | Проведение экспериментов, работа с алгоритмами |
Планируемые результаты: ребёнок проявляет самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, любознательность; умеет анализировать свои достижения; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; владеет устной речью, использует речь для общения; ребёнок может соблюдать инструкцию и следовать правилам в разных видах деятельности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; обладает элементарными знаниями по окружающему миру.
Предварительная работа:
Деятельность | Педагог | Родители |
Рассматривание иллюстраций в книге по теме «Поролоновая губка» | Беседа | Чтение литературы о свойствах поролоновой губки |
Настольные и дидактические игры | Д/и «Узнай на ощупь» | Дидактические игры на хозяйственно-бытовую тему |
Организация воспитателем видео презентации, | «Эксперименты с губками» | Просмотр презентации о поролоновой губке |
Содержание:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 часть – вводная (2 мин.)
Цель: создание доверительной, благоприятной атмосферы. |
|
Педагог приглашает детей:
– Ребята, крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся! – Это весёлое настроение нам нужно сохранить на протяжении всей нашей встречи. |
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность (5 мин.) | |
Дети с воспитателем располагаются в кругу на ковре.
– Вы любите узнавать что-то новое? |
Да. |
– Значит, вы любознательные и вам будет интересно узнать, что находится в моём чемоданчике. | Да. |
– Отгадайте загадку и тогда узнаете, что там лежит.
– Мою грязную посуду, |
Ответы детей:
– губка. |
Посмотрите, сколько губок в чемодане?
– Попробуйте сосчитать. – Проверьте, правильно ли … сосчитал. |
Дети считают, сколько губок в чемодане. |
Как вы думаете, всем хватит губок?
– Как можно узнать, хватит ли каждому? |
Предположения детей.
– Посчитать. |
– Берем все по губке и немного поиграем. | Выполнение действия детьми. |
– Приложите губки к груди. | Выполнение детьми инструкции. |
– Что у нас получилось? | – Бант, медаль, брошь, бриллиант и т.д. |
– Покажите друг другу. | Показ друг другу. |
– Положите губки на голову. Что получилось? | Ответы детей: корона, украшение, бант и т.д. |
– Сейчас пройдемся, как королева или король с достоинством. Губка не должна упасть с головы. | Имитация движений. |
Пальчиковая гимнастика:
«Гармошка». –Теперь превратим нашу губку в гармошку. – Берём за короткие стороны и играем. А еще споем песенку: «Я играю на гармошке, – споём громко-тихо, весело-грустно. |
Выполнение детьми движений по тексту. |
«Бабочка»
Смотрите, ребята, моя губка превратилась в бабочку. Солнце утром лишь проснется, Высоко полетели наши бабочки, одна – села на стол, у кого-то на плечо друга, на нос, на ногу. |
Выполнение детьми движений по тексту. |
– Ребята, мы поиграли с губками.
– Скажите, вы любите опыты? |
Активное слушание.
– Да, любим! |
– Хотите ли вы узнать о свойствах губки? | – Да, хотим! |
2 часть – основная (20 мин.)
Цель: развитие познавательного интереса. |
|
– Предлагаю стать исследователями.
– Вы знаете, кто такие исследователи? |
Согласие детей.
– Это учёные, которые проводят разные опыты, что-то изучают и т.д. |
– Чтобы проверить, правы ли вы, предлагаю пройти всем в лабораторию. | Дети проходят с воспитателем в «лабораторию». |
– Знаете, что такое лаборатория? | – Это место, где проводят различные опыты, эксперименты, изучают новые вещества, делают открытия. |
– Кто знает, как надо вести себя в лаборатории? | В лаборатории нужна строгая дисциплина, осторожность и порядок; не надо толкаться, мешать друг другу, громко разговаривать. |
Эксперименты с губками
– Ребята, рассмотрите губки, которые у вас в руках? |
Рассматривание детьми. |
Что вы можете сказать о губках, посоветуйтесь друг с другом. | Обсуждение детьми между собой. |
Алгоритмы-картинки
Воспитатель (подводит итог в беседе с детьми, используя на доске картинки) |
Беседа с детьми.
Подходят к доске и рассматривают картинки Ответы детей (цвет, форма, размер, на ощупь). |
– Какого они цвета? | Красные, синие, разноцветные. |
– По форме какие? | Прямоугольные. |
– По весу какие? | Легкие. |
– Проверим на ощупь. Какие они? | Мягкие, колючие, шероховатые. |
1. Опыт «Кораблики». | |
– Мы говорили, что губка легкая, а если губку опустить в воду и подуть? | Ответы детей.
Дети обсуждают: она плывет. |
На что похожа? | – На лодочку, кораблик. |
– Возьмём парус и прикрепим к губке. | Выполняют действие. |
– У кого красный парус, подходим к тазику с красным корабликом.
У кого синий парус – к тазику с синим корабликом. |
Подходят к столам. |
Подул сильный ветер . Плывет, плывет кораблик В далекие края. Кто капитан кораблика? Конечно, это- я! |
Выполняют опыт.
Дуют на кораблики.
|
– Может ли кораблик уплыть в дальние страны? | Предположения детей: |
– Кораблик может утонуть? | – Кораблик легкий, может утонуть и т.д. |
2. Опыт «Пузырьки». | |
– Возьмите ваши кораблики, уберите паруса. | Выполняют действие. |
– Что вы видите на губках? | – Отверстия, дырочки. |
– Что в этих дырочках? | – Воздух. |
– Тогда погрузите губки в воду, попробуйте выжать губку под водой. | Выполняют действие. |
– Что вы видите? | В воде появились пузырьки. |
– Предметы, внутри которых есть воздух, плавают. Но, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. | Проводят опыт. |
3. Опыт «выжми губку». | |
– Образовавшиеся пузырьки – это воздух, выходящий из дырочек в воде. | Активное слушание. |
– Когда губку погрузили и достали из воды, какая она стала по весу? | Она впитала воду, стала тяжелой.
|
– Что нужно сделать, чтобы губка вновь стала легкой? | – Выжать губку. |
Игра «Соберем воду». | |
– Попробуем перенести воду в пустой таз. | Выполнение детьми задания. |
– Соберем воду со стола в таз при помощи губки. | Выполнение детьми задания. |
3 часть – заключительная (3 мин.)
Цель: формирование умения анализировать результаты своей деятельности. |
|
– Кем вы сегодня были? | Исследователями. |
Ещё раз вспомним, какие эксперименты мы сегодня провели?
(на доске выставлены иллюстрации). |
Подведение итогов, ответы детей. |
– Что вам больше всего понравилось? Что было трудным? | Обсуждение. |
– Какие эксперименты с губками вам показались самыми интересными? | Ответы детей. |
– Возьмите смайлики и прикрепите к картинке с экспериментом, который вам показался наиболее интересным! | Оценка детьми своей деятельности. |
– На прогулке мы проведём ещё 1 эксперимент с губками.
Проверим, будет или нет губка впитывать снег. И на этом наша экспериментальная деятельность не заканчивается. Дома можете повторить эти опыты с родителями. Можете придумать и провести свои опыты. Поделиться с нами новыми идеями. |
Активное слушание. |
– Мне с вами очень было интересно. Спасибо, вам! Вы сегодня были настоящими исследователями. | Активное слушание. |