Конспект «Путешествие в сказку « Теремок» ( с элементами театрализации).

Актуальность:

 Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. 

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

 Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. Мы, педагоги, показываем образцы правильной речи, формируем у детей связную речь, учитывая их возраст. Для этого мы используем чистоговорки, скороговорки, загадки. сказки и организуем звуко- подражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь ребёнка необходимо развивать эмоциональное общение с ним, развивать мелкую моторику, проводить совместные игры, так же знакомить с художественной литературой и разучивать стихи, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.

 

Дети дошкольного возраста очень любят изображать различных сказочных героев и литературных персонажей, и поэтому всё чаще педагоги стали использовать элементы театрализации на своих занятиях по развитию речи. Это формирует у детей с раннего возраста навык развития речевого творчества, обогащает активный словарь, способствует овладению речью, как средством общения и культуры.  Сочетая речевое развитие детей с творческой деятельностью, с упражнениями для тренировки памяти и мышления, с развитием двигательной активности ,способствует развитию ребёнка в целом.

  Данное занятие является составной частичкой речевого развития дошкольников. Оно предполагает : развитие связной, грамматически правильной диалогической речи ;стимулирование сопереживания персонажам; развитию звуковой и интонационной культуры речи; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Пояснительная записка.

Тема НОД: «Путешествие в сказку « Теремок» ( с элементами театрализации).

 Возрастная группа: средняя группа (4-5лет).

Цель НОД: Формировать у детей навык развития речевого творчества,      интерес к русским народным сказкам с помощью развивающих игр и упражнений, развивать диалогическую речь.

         Приоритетная образовательная область: Речевое развитие .

Задачи приоритетной образовательной области:

  • Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками; соотносить слова и выразительное действие, движение.
  • Стимулировать собственную речевую активность детей в игре- драматизации по сказке « Теремок», развивая при этом воображение, умение мимикой, движениями, интонацией передавать образы героев сказки.
  • Воспитывать устойчивый интерес к детскому фольклору через сказку « Теремок».
  • Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.
  • Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
  • Развивать память.
  • Пополнять активный словарь.
  • Работать над правильным произношением звуков.

.

 В интеграции: 

Художественно- эстетическое развитие:

  • Развивать навыки совместного творчества;
  • Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
  • Развивать творческое воображение и фантазию.

 

Социально- коммуникативное развитие

    • создавать у детей радостное настроение и удовлетворение от общения друг с другом и со взрослыми, и радость от результатов своего труда; 

 

  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание .

 

Познавательное развитие:

 

  • развивать у детей представление об окружающем мире;

 

  • развивать внимание, любознательность и воображение.

 Физическое развитие

  • развивать мелкую моторику, усидчивость;
  • формировать естественную двигательную активность.

 

Используемое оборудование:

Для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук, презентация, игрушка- лягушка , шкатулка с загадками,  иллюстрации к сказке « Теремок», (волшебный) клубок, домик- теремок, цветы для полянки, большой платок для сказочницы, тарелка с сушками.

Для детей: костюмы или маски персонажей сказки ( мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь), миска, ложка, полотенце, метла, лейка, ружьё, чайник.
Ход занятия.

Деятельность педагога Деятельность обучающегося
Этап 1. Введение.(2 мин.)
Цель: создание положительного настроя  к деятельности. Цель: принять положительный настрой к  деятельность , отгадать звуки героя.
-Доброе утро, ребята! 

-У меня сегодня прекрасное настроение. А у вас?

Дети собираются в полукруг.

Дети здороваются, обмениваются мнениями.

-Подарите капельку душевного тепла и хорошего настроения друг другу. – посылают воздушные поцелуи.
Этап 2. Основной( 20 мин.)
Цель: учить выполнять действия по инструкции воспитателя, развивать речевую активность, умение отгадывать загадки, Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки , Работать над правильным произношением звуков, развивать мелкую

моторику рук, развивать познавательный интерес и чувство взаимопомощи, вызывать интерес к физическим упражнениям. 

Цель: отвечать на поставленные вопросы, рассказывать заученный стишок, находить выход из проблемной ситуации, согласовывать действия с другими детьми – героями сказки , стараться правильно произносить звуки, выполнять двигательные упражнения
Речевая разминка.
Цель: научить правильно произносить звук «ф». Цель: научиться правильно произносить звук « ф».
– Ребята , а вы любите путешествовать? – да, очень любим!
-А на чём можно путешествовать? – на машине, на автобусе, на поезде, на самолёте…
-А я предлагаю сегодня нам с вами отправиться в интересное путешествие на воздушном шаре. Вы согласны? – Согласны.
Слайд 1.
-А чтобы шар взлетел, что необходимо сделать?

-Давайте встанем в круг, возьмём воображаемый насос и под звук 

« Ф-ф-ф» будем надувать шар. 

-Надо надуть шар.

-Дети вдыхают воздух через нос , а выдыхают рывками , произнося звук « ф-ф-ф», (имитируют надувание шара)

Слайд2.(На экране появляется воздушный шар.)
– К путешествию все готовы? Тогда в путь! -Готовы!
Слайд3.(море, лес, поле).

-С высоты всё внизу кажется таким маленьким. Пролетаем моря, леса и поля.

-Прикладывают руку « козырьком»
Слайд 4.( лесная поляна).

-А вот и полянка, которая нам нужна. Нужно приземляться 

-Как можно приземлиться?

– для этого сдуем наш шар.
-Покажем, как наш шар сдувается под звук «с»? -делают вдох через нос и выдыхают воздух со звуком «с-с-с».
Вот мы и приземлились!
Дидактическая игра « Доскажи словечко».
Цель: учить отгадывать загадки, дослушав их до конца; выделять лишнее. Цель: учиться отгадывать загадки, дослушав их до конца, находить лишнее.
Аудиозапись «Звук раската грома» Активное слушание.
-Что это такое? Предположения детей:

-гром гремит

-Это гром не простой, а сказочный. Ведь в холодную погоду у нас грома не бывает.
Слайд 5.(Царевна лягушка).
Это лягушонка в коробчонке  к нам прилетела.

-Кто знает, из какой она сказки?

-Из сказки « Царевна лягушка».
(В руках у воспитателя шкатулка с клубком и загадками внутри)
– Посмотрите,  она нам задание принесла. 

Если мы его выполним , то сможем попасть в нашу сказку.

– Вы хотите побывать в сказке?

-Да, очень хотим!
-Тогда слушайте внимательно, а ответ держать будет тот, к кому волшебный клубочек попадёт. Дети внимательно слушают и отвечает один ребёнок, у которого в руках клубочек.
Слайд 6 .(лиса, лягушка, волк, медведь,обезьяна, заяц,мышка)
1). Хитренько взглянула

Хвостиком махнула 

И исчезла. Чудеса

Где ты рыжая…

– лиса
2). На лугу по кочкам 

Прыгают листочки, выпуклые глазки и кривые лапки.

Только где же ушки? 

Кто это?…

-лягушка
3). Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый…

-волк
4). Кто большой и косолапый

Мёд достал из улья лапой?

Скушал сладость – и реветь

Как зовут его?…

– медведь
5). Кто по пальмам ловко скачет?

Кто кокосы в листьях прячет?

Кто нам кинет два банана? Догадались?…

-обезьяна
6). Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге.

От беды уносит ноги…

Ну-ка быстро отгадай-ка .

Как зверёк зовётся?…

-заяц
7). Она кошку боится .

В полу дырка, там таится.

Прячется для передышки…

Кого ловит кошка?…

-мышку
-Отлично с правились с заданием!
– Посмотрите внимательно на экран.
-О ком же были загадки? – о животных
-Вы ничего не заметили?

-Кто здесь лишний? Почему?

-Заметили.

-Есть. Обезьяна.

Она живёт в Африке, а остальные в лесу.

-Почему остальные звери собрались вместе? -Они все из сказки 

« Теремок».

– Как их в сказке величали?

 

– мышка-норушка, лягушка-квакушка, зяйчик –побегайчик, лисичка- сестричка, волчёк- серый бочёк, мишка –медведь
Слайд 7. (обложка книги «Теремок»)
Работа с текстом сказки.
Цель: развивать память, умение пересказывать и изображать мимикой ,жестами и голосом героев сказки. Цель: вспомнить порядок в сказке, уметь рассказать эпизод и изобразить героя.
-Ой! А клубочек покатился дальше. Идёмте за ним. Дети идут за клубочком и подходят к столу.
– Что- то тут интересное лежит. (сборная книга из иллюстраций). – Это книга с нашей сказкой « Теремок».
– Откроем её? – откроем.
-Ой –ё –ёй! А страницы то перепутаны(иллюстрации разложены не по порядку). Что же делать? – Надо сказку вспомнить. 
– Вы мне не поможете?

Тогда сядем рядком, да поговорим ладком. 

Уверена, все вместе мы справимся. Уж так хочется сказку послушать.

-Поможем!

– дети садятся на стульчики.

Один ребёнок раскладывает картинки по- порядку, а остальные наблюдают.

– Кто первым увидел теремок? Дети  по очереди передают клубок. У кого клубок, тот и отвечает.

-мышка- норушка

( предложить взять маску)

-Что мышка спросила? -кто, кто в теремочке живёт?
-Кто ей ответил? – Никто не ответил!
-Что стала мышка в  теремке делать? -стала мышка в теремке жить.
-Кто появился на дорожке после мышки? – лягушка 

( берёт маску)

-Что лягушка спросила? -кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?
-Кто ей ответил и что? -Я. Мышка- норушка. А ты кто?…
-Сколько их стало в теремке? -двое
Передавая клубок друг другу, пересказ подходит к концу сказки).
-Кто появился последним? -медведь косолапый
-Что случилось, когда появился медведь, я предлагаю вам разыграть.  Да, хотим.
-Подойдите и выберите свои костюмы. Дети одевают костюмы героев.
– Вот теперь ты мышка- норушка. Как мышка пищит?  Пи- пи- пи
-А ты, лягушка- квакушка. Как лягушка кричит? Произнесите. произносят ква-ква-ква
-А ты зайчик – побегайчик. Как 

зайчики скачут? Покажите.

дети скачут
– А ты волчок – серый бочок. Покажите острые зубки. показывают оскал
– А ты лисичка- сестричка. Хитрющая , с пушистым хвостом. Изобразите её хитрый взгляд. изображают.
– А ты мишка- косолапый. Как он рычит и переваливается? дети рычат и переваливаются с ноги на ногу.
-Занимайте свои места в теремке. -герои идут в теремок, а остальные зрители садятся на стулья.
Инсценировка эпизода сказки.
Цель: развивать артистические способности детей, умение держаться перед зрителями , выразительно рассказывать свою роль. Цель: перевоплотиться в героя сказки и чётко донести до зрителей свою роль.
-« Стоит в поле теремок, теремок..Он не низок, не высок, не высок. Кто , кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Там живёт мышка- норушка, лягушка- квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка- сестричка, да волчок- серый бочок. Дети – герои по очереди выглядывают и рукой машут.
-А вот и мишка косолапый появился. -« Я ищу в лесу колоду. Я хочу отведать мёду. Это что за теремок? Из трубы идёт дымок. Видно варится обед. Есть тут звери или нет?

Кто,кто в теремочке живёт?

Кто,кто в невысоком живёт?»

-Выходит из теремка мышка- норушка(в руках миска с ложкой) -« я , мышка- норушка.

Я зерно толку, Пироги пеку. Пироги пеку капустные, Подрумяненные, вкусные.» (кланяется медведю и уходит)

-Выходит лягушка- квакушка 

( полотенце на плече, в руках чайник)

-« Я- Лягушка- квакушка! Ква-ква, ква-ква-ква!В теремочке не одна! Ква-ква, ква-ква-ква! Тут и печка и дрова, я на стол накрываю. Всех обедом угощаю.» (Кланяется и уходит.)
Выскакивает зайчик – побегайчик (в руках держит метлу и лейку) -« Я-Зайчик- побегайчик.

Я дорожки вокруг дома чисто подметаю.

И на клумбе все цветочки водой поливаю».

( кланяется медведю и скачет в теремок).

Выходит лисичка- сестричка(в руках держит платочек). -«Я лиса- лесных зверей краса! Что нос, что шубка, что глаза!

Сидит и шубка ловко! Одна беда – я рыжая плутовка!

Если надо, если надо Обману всех ловко!» (кланяется медведю и уходит).

Появляется волчок- серый бочок( на плече висит ружьё). -«Я- волчок – серый бочок !

Не всем по нраву серый волк. Такого в лапы не возьмёшь. Я у ворот стою. Терем сторожу.»(кланяется и уходит).

Все из теремка:

– А ты кто?

-Михаил!
-Какой? -Иваныч! А, по вашему – Медведь. Потрудитесь отпереть.
-Все: -«Тише, Мишенька! В ворота не стучи!»
Лягушка (выглядывает из теремка и грозит) -« Наше тесто опрокинется в печи!»
-Мышка  -«Ты не суйся в теремок! У нас и без тебя тесно!»
-Медведь (жалобно) – «Вместе тесно! А одному скучно!
-Все -Заходи!

-медведь заходит в теремок.

« Влез медведь. Затрещал теремок. Еле-еле успели выскочить:  Мышка-Норушка, Лягушка- Квакушка, Зайчик – Побегайчик, Лисичка- Сестричка, Волчок- Серый бочок, И Медведь косолапый! Все целые и невредимые. -Дети- герои выбегают по очереди, берутся за руки и кланяются.
Слайд 8.(Новый теремок).

Тут все звери собрались дружно, да и выстроили новый теремок- лучше прежнего.

Этап 3.Заключительный.(3мин.)
Цель: получить информацию об успешности выполнения поставленной цели, а так же об эмоциональном состоянии воспитанников по итогам проведённого занятия. Цель: обмен впечатлениями.
Рефлексия.
– А теперь немножко отдохнём.

-« Стоит в поле теремок – теремок.

-Очень –очень он высок, ох высок!

Без веселья здесь нельзя , ох нельзя!

В теремке живут друзья! Да, друзья!»- 

Все дети встают в круг и проговаривают стих с движениями.

Руки домиком над головой

Руки вверх

Хлопают в ладоши

Жмут друг другу руки и обнимаются.

-Понравилось вам как мы сегодня путешествовали? А что больше всего понравилось? -Понравилось.-дети обмениваются впечатлениями.
Сюрпризный момент. (Слайд 9.-чаша с сушками)
-И Лягушке –Царевне понравилось с нами путешествовать . Она вам  сюрприз приготовила. 

Внимание на экран!

Кто из вас знает волшебные слова?

-Крибле,крабле, бумс. (повторяют 3 раза и в руках у воспитателя появляется тарелка с сушками).

Все угощаются.

Информационные ресурсы:

Рабочая программа воспитателя ежедневное планирование по программе « От рождения до школы» авт. Н.Н.Гладышева,  В.Н.Мезенцева, Т.В. Никитина…, Издательство « Учитель» , 2015г.

Комплексные занятия по программе « От рождения до школы», средняя группа , авт. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова., Издательство

 « Учитель» , 2015г.

Планы занятий по программе « Развитие» для средней группы детского сада, авт. А.И.Булычёва,Н.С.Варенцова…., УЦ им.Л.А.Венгера « Развитие» ,М.1999г.

Арушанова А.Г. « Речь и речевое общениедетей». Книга для воспитателей детского сада,-М., Мозаика- Синтез ,2000г.

ВетчинкинаТ. « Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников// Учитель ,2009 г. №3

Швайко Г.С. « Игры и упражнения для развития речи» под редакцией Гербовой В. В. – М., Просвещение, 2000 г.

Материалы сайта: maam.rudetskijsad…yesteticheskoe…v…mladshei…dlja…

                          yandex.ru/images

                       nsportal.ru

                          iplayer.fm