Конспект «Путешествие в сказку « Теремок» ( с элементами театрализации).
Актуальность:
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. Мы, педагоги, показываем образцы правильной речи, формируем у детей связную речь, учитывая их возраст. Для этого мы используем чистоговорки, скороговорки, загадки. сказки и организуем звуко- подражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь ребёнка необходимо развивать эмоциональное общение с ним, развивать мелкую моторику, проводить совместные игры, так же знакомить с художественной литературой и разучивать стихи, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее.
Дети дошкольного возраста очень любят изображать различных сказочных героев и литературных персонажей, и поэтому всё чаще педагоги стали использовать элементы театрализации на своих занятиях по развитию речи. Это формирует у детей с раннего возраста навык развития речевого творчества, обогащает активный словарь, способствует овладению речью, как средством общения и культуры. Сочетая речевое развитие детей с творческой деятельностью, с упражнениями для тренировки памяти и мышления, с развитием двигательной активности ,способствует развитию ребёнка в целом.
Данное занятие является составной частичкой речевого развития дошкольников. Оно предполагает : развитие связной, грамматически правильной диалогической речи ;стимулирование сопереживания персонажам; развитию звуковой и интонационной культуры речи; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Пояснительная записка.
Тема НОД: «Путешествие в сказку « Теремок» ( с элементами театрализации).
Возрастная группа: средняя группа (4-5лет).
Цель НОД: Формировать у детей навык развития речевого творчества, интерес к русским народным сказкам с помощью развивающих игр и упражнений, развивать диалогическую речь.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие .
Задачи приоритетной образовательной области:
- Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками; соотносить слова и выразительное действие, движение.
- Стимулировать собственную речевую активность детей в игре- драматизации по сказке « Теремок», развивая при этом воображение, умение мимикой, движениями, интонацией передавать образы героев сказки.
- Воспитывать устойчивый интерес к детскому фольклору через сказку « Теремок».
- Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.
- Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
- Развивать память.
- Пополнять активный словарь.
- Работать над правильным произношением звуков.
.
В интеграции:
Художественно- эстетическое развитие:
- Развивать навыки совместного творчества;
- Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
- Развивать творческое воображение и фантазию.
Социально- коммуникативное развитие:
-
- создавать у детей радостное настроение и удовлетворение от общения друг с другом и со взрослыми, и радость от результатов своего труда;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание .
Познавательное развитие:
- развивать у детей представление об окружающем мире;
- развивать внимание, любознательность и воображение.
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику, усидчивость;
- формировать естественную двигательную активность.
Используемое оборудование:
Для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук, презентация, игрушка- лягушка , шкатулка с загадками, иллюстрации к сказке « Теремок», (волшебный) клубок, домик- теремок, цветы для полянки, большой платок для сказочницы, тарелка с сушками.
Для детей: костюмы или маски персонажей сказки ( мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь), миска, ложка, полотенце, метла, лейка, ружьё, чайник.
Ход занятия.
Деятельность педагога | Деятельность обучающегося |
Этап 1. Введение.(2 мин.) | |
Цель: создание положительного настроя к деятельности. | Цель: принять положительный настрой к деятельность , отгадать звуки героя. |
-Доброе утро, ребята!
-У меня сегодня прекрасное настроение. А у вас? |
Дети собираются в полукруг.
Дети здороваются, обмениваются мнениями. |
-Подарите капельку душевного тепла и хорошего настроения друг другу. | – посылают воздушные поцелуи. |
Этап 2. Основной( 20 мин.) | |
Цель: учить выполнять действия по инструкции воспитателя, развивать речевую активность, умение отгадывать загадки, Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки , Работать над правильным произношением звуков, развивать мелкую
моторику рук, развивать познавательный интерес и чувство взаимопомощи, вызывать интерес к физическим упражнениям. |
Цель: отвечать на поставленные вопросы, рассказывать заученный стишок, находить выход из проблемной ситуации, согласовывать действия с другими детьми – героями сказки , стараться правильно произносить звуки, выполнять двигательные упражнения |
Речевая разминка. | |
Цель: научить правильно произносить звук «ф». | Цель: научиться правильно произносить звук « ф». |
– Ребята , а вы любите путешествовать? | – да, очень любим! |
-А на чём можно путешествовать? | – на машине, на автобусе, на поезде, на самолёте… |
-А я предлагаю сегодня нам с вами отправиться в интересное путешествие на воздушном шаре. Вы согласны? | – Согласны. |
Слайд 1. | |
-А чтобы шар взлетел, что необходимо сделать?
-Давайте встанем в круг, возьмём воображаемый насос и под звук « Ф-ф-ф» будем надувать шар. |
-Надо надуть шар.
-Дети вдыхают воздух через нос , а выдыхают рывками , произнося звук « ф-ф-ф», (имитируют надувание шара) |
Слайд2.(На экране появляется воздушный шар.) | |
– К путешествию все готовы? Тогда в путь! | -Готовы! |
Слайд3.(море, лес, поле).
-С высоты всё внизу кажется таким маленьким. Пролетаем моря, леса и поля. |
-Прикладывают руку « козырьком» |
Слайд 4.( лесная поляна).
-А вот и полянка, которая нам нужна. Нужно приземляться -Как можно приземлиться? |
– для этого сдуем наш шар. |
-Покажем, как наш шар сдувается под звук «с»? | -делают вдох через нос и выдыхают воздух со звуком «с-с-с». |
–Вот мы и приземлились! | |
Дидактическая игра « Доскажи словечко». | |
Цель: учить отгадывать загадки, дослушав их до конца; выделять лишнее. | Цель: учиться отгадывать загадки, дослушав их до конца, находить лишнее. |
Аудиозапись «Звук раската грома» | Активное слушание. |
-Что это такое? | Предположения детей:
-гром гремит |
-Это гром не простой, а сказочный. Ведь в холодную погоду у нас грома не бывает. | |
Слайд 5.(Царевна лягушка). | |
Это лягушонка в коробчонке к нам прилетела.
-Кто знает, из какой она сказки? |
-Из сказки « Царевна лягушка». |
(В руках у воспитателя шкатулка с клубком и загадками внутри) | |
– Посмотрите, она нам задание принесла.
Если мы его выполним , то сможем попасть в нашу сказку. – Вы хотите побывать в сказке? |
-Да, очень хотим! |
-Тогда слушайте внимательно, а ответ держать будет тот, к кому волшебный клубочек попадёт. | Дети внимательно слушают и отвечает один ребёнок, у которого в руках клубочек. |
Слайд 6 .(лиса, лягушка, волк, медведь,обезьяна, заяц,мышка) | |
1). Хитренько взглянула
Хвостиком махнула И исчезла. Чудеса Где ты рыжая… |
– лиса |
2). На лугу по кочкам
Прыгают листочки, выпуклые глазки и кривые лапки. Только где же ушки? Кто это?… |
-лягушка |
3). Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха В зайцах с детства знает толк Злой, зубастый, серый… |
-волк |
4). Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой? Скушал сладость – и реветь Как зовут его?… |
– медведь |
5). Кто по пальмам ловко скачет?
Кто кокосы в листьях прячет? Кто нам кинет два банана? Догадались?… |
-обезьяна |
6). Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса! Наш зверёк живёт в тревоге. От беды уносит ноги… Ну-ка быстро отгадай-ка . Как зверёк зовётся?… |
-заяц |
7). Она кошку боится .
В полу дырка, там таится. Прячется для передышки… Кого ловит кошка?… |
-мышку |
-Отлично с правились с заданием! | |
– Посмотрите внимательно на экран. | |
-О ком же были загадки? | – о животных |
-Вы ничего не заметили?
-Кто здесь лишний? Почему? |
-Заметили.
-Есть. Обезьяна. Она живёт в Африке, а остальные в лесу. |
-Почему остальные звери собрались вместе? | -Они все из сказки
« Теремок». |
– Как их в сказке величали?
|
– мышка-норушка, лягушка-квакушка, зяйчик –побегайчик, лисичка- сестричка, волчёк- серый бочёк, мишка –медведь |
Слайд 7. (обложка книги «Теремок») | |
Работа с текстом сказки. | |
Цель: развивать память, умение пересказывать и изображать мимикой ,жестами и голосом героев сказки. | Цель: вспомнить порядок в сказке, уметь рассказать эпизод и изобразить героя. |
-Ой! А клубочек покатился дальше. Идёмте за ним. | Дети идут за клубочком и подходят к столу. |
– Что- то тут интересное лежит. (сборная книга из иллюстраций). | – Это книга с нашей сказкой « Теремок». |
– Откроем её? | – откроем. |
-Ой –ё –ёй! А страницы то перепутаны(иллюстрации разложены не по порядку). Что же делать? | – Надо сказку вспомнить. |
– Вы мне не поможете?
Тогда сядем рядком, да поговорим ладком. Уверена, все вместе мы справимся. Уж так хочется сказку послушать. |
-Поможем!
– дети садятся на стульчики. Один ребёнок раскладывает картинки по- порядку, а остальные наблюдают. |
– Кто первым увидел теремок? | Дети по очереди передают клубок. У кого клубок, тот и отвечает.
-мышка- норушка ( предложить взять маску) |
-Что мышка спросила? | -кто, кто в теремочке живёт? |
-Кто ей ответил? | – Никто не ответил! |
-Что стала мышка в теремке делать? | -стала мышка в теремке жить. |
-Кто появился на дорожке после мышки? | – лягушка
( берёт маску) |
-Что лягушка спросила? | -кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? |
-Кто ей ответил и что? | -Я. Мышка- норушка. А ты кто?… |
-Сколько их стало в теремке? | -двое |
Передавая клубок друг другу, пересказ подходит к концу сказки). | |
-Кто появился последним? | -медведь косолапый |
-Что случилось, когда появился медведь, я предлагаю вам разыграть. | Да, хотим. |
-Подойдите и выберите свои костюмы. | Дети одевают костюмы героев. |
– Вот теперь ты мышка- норушка. Как мышка пищит? | Пи- пи- пи |
-А ты, лягушка- квакушка. Как лягушка кричит? Произнесите. | произносят ква-ква-ква |
-А ты зайчик – побегайчик. Как
зайчики скачут? Покажите. |
дети скачут |
– А ты волчок – серый бочок. Покажите острые зубки. | показывают оскал |
– А ты лисичка- сестричка. Хитрющая , с пушистым хвостом. Изобразите её хитрый взгляд. | изображают. |
– А ты мишка- косолапый. Как он рычит и переваливается? | дети рычат и переваливаются с ноги на ногу. |
-Занимайте свои места в теремке. | -герои идут в теремок, а остальные зрители садятся на стулья. |
Инсценировка эпизода сказки. | |
Цель: развивать артистические способности детей, умение держаться перед зрителями , выразительно рассказывать свою роль. | Цель: перевоплотиться в героя сказки и чётко донести до зрителей свою роль. |
-« Стоит в поле теремок, теремок..Он не низок, не высок, не высок. Кто , кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Там живёт мышка- норушка, лягушка- квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка- сестричка, да волчок- серый бочок. | Дети – герои по очереди выглядывают и рукой машут. |
-А вот и мишка косолапый появился. | -« Я ищу в лесу колоду. Я хочу отведать мёду. Это что за теремок? Из трубы идёт дымок. Видно варится обед. Есть тут звери или нет?
Кто,кто в теремочке живёт? Кто,кто в невысоком живёт?» |
-Выходит из теремка мышка- норушка(в руках миска с ложкой) | -« я , мышка- норушка.
Я зерно толку, Пироги пеку. Пироги пеку капустные, Подрумяненные, вкусные.» (кланяется медведю и уходит) |
-Выходит лягушка- квакушка
( полотенце на плече, в руках чайник) |
-« Я- Лягушка- квакушка! Ква-ква, ква-ква-ква!В теремочке не одна! Ква-ква, ква-ква-ква! Тут и печка и дрова, я на стол накрываю. Всех обедом угощаю.» (Кланяется и уходит.) |
Выскакивает зайчик – побегайчик (в руках держит метлу и лейку) | -« Я-Зайчик- побегайчик.
Я дорожки вокруг дома чисто подметаю. И на клумбе все цветочки водой поливаю». ( кланяется медведю и скачет в теремок). |
Выходит лисичка- сестричка(в руках держит платочек). | -«Я лиса- лесных зверей краса! Что нос, что шубка, что глаза!
Сидит и шубка ловко! Одна беда – я рыжая плутовка! Если надо, если надо Обману всех ловко!» (кланяется медведю и уходит). |
Появляется волчок- серый бочок( на плече висит ружьё). | -«Я- волчок – серый бочок !
Не всем по нраву серый волк. Такого в лапы не возьмёшь. Я у ворот стою. Терем сторожу.»(кланяется и уходит). |
Все из теремка:
– А ты кто? |
-Михаил! |
-Какой? | -Иваныч! А, по вашему – Медведь. Потрудитесь отпереть. |
-Все: | -«Тише, Мишенька! В ворота не стучи!» |
Лягушка (выглядывает из теремка и грозит) | -« Наше тесто опрокинется в печи!» |
-Мышка | -«Ты не суйся в теремок! У нас и без тебя тесно!» |
-Медведь (жалобно) | – «Вместе тесно! А одному скучно! |
-Все | -Заходи!
-медведь заходит в теремок. |
« Влез медведь. Затрещал теремок. Еле-еле успели выскочить: Мышка-Норушка, Лягушка- Квакушка, Зайчик – Побегайчик, Лисичка- Сестричка, Волчок- Серый бочок, И Медведь косолапый! Все целые и невредимые. | -Дети- герои выбегают по очереди, берутся за руки и кланяются. |
Слайд 8.(Новый теремок).
Тут все звери собрались дружно, да и выстроили новый теремок- лучше прежнего. |
|
Этап 3.Заключительный.(3мин.) | |
Цель: получить информацию об успешности выполнения поставленной цели, а так же об эмоциональном состоянии воспитанников по итогам проведённого занятия. | Цель: обмен впечатлениями. |
Рефлексия. | |
– А теперь немножко отдохнём.
-« Стоит в поле теремок – теремок. -Очень –очень он высок, ох высок! Без веселья здесь нельзя , ох нельзя! В теремке живут друзья! Да, друзья!»- |
Все дети встают в круг и проговаривают стих с движениями.
Руки домиком над головой Руки вверх Хлопают в ладоши Жмут друг другу руки и обнимаются. |
-Понравилось вам как мы сегодня путешествовали? А что больше всего понравилось? | -Понравилось.-дети обмениваются впечатлениями. |
Сюрпризный момент. (Слайд 9.-чаша с сушками) | |
-И Лягушке –Царевне понравилось с нами путешествовать . Она вам сюрприз приготовила.
Внимание на экран! Кто из вас знает волшебные слова? |
-Крибле,крабле, бумс. (повторяют 3 раза и в руках у воспитателя появляется тарелка с сушками).
Все угощаются. |
Информационные ресурсы:
Рабочая программа воспитателя ежедневное планирование по программе « От рождения до школы» авт. Н.Н.Гладышева, В.Н.Мезенцева, Т.В. Никитина…, Издательство « Учитель» , 2015г.
Комплексные занятия по программе « От рождения до школы», средняя группа , авт. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова., Издательство
« Учитель» , 2015г.
Планы занятий по программе « Развитие» для средней группы детского сада, авт. А.И.Булычёва,Н.С.Варенцова…., УЦ им.Л.А.Венгера « Развитие» ,М.1999г.
Арушанова А.Г. « Речь и речевое общениедетей». Книга для воспитателей детского сада,-М., Мозаика- Синтез ,2000г.
ВетчинкинаТ. « Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников// Учитель ,2009 г. №3
Швайко Г.С. « Игры и упражнения для развития речи» под редакцией Гербовой В. В. – М., Просвещение, 2000 г.
Материалы сайта: maam.ru›detskijsad…yesteticheskoe…v…mladshei…dlja…