Актуальность: Дети дошкольного возраста очень любят рисовать. Но у них ещё не до конца сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности – например, организация игровых мероприятий по проведению вариативных изобразительно- выразительных средств техники рисования.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, пробудить интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышается интерес к изобразительной деятельности в целом.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием вариативных изобразительно-выразительных средств техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка:
- воображение;
- наблюдательность;
- художественное мышление;
- память;
- ребёнок учится думать и анализировать, соизмерять, сравнивать и сочинять;
- обогащается словарный запас и связная речь у ребёнка;
- в процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребёнка.
Развиваются специальные умения и навыки:
- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- ориентировка на листе бумаги;
- глазомер и зрительное восприятие;
- чувство цвета и т.д.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской, дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получаются различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность и цветоразличение.
Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.
Таким образом, мы видим, что нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
«Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка».
Данная игра является составной частичкой художественно-эстетического развития дошкольников. Она предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Пояснительная записка.
Тема НОД: «Рисуем радугу».
Тип НОД: интегрированное.
Возрастная группа: средняя (4-5 лет).
Место НОД: проводится в рамках тематической недели « Здравствуй, лето!».
Цель НОД: формирование у детей интереса к изобразительной деятельности через вариативные изобразительно-выразительные средства техники (рисование ватными палочками, поролоновыми губками, влажными салфетками, широкой кистью и т.д.).
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
- Развивать навыки совместного творчества;
- Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности;
- Развивать творческое воображение и фантазию посредством создания различных цветов: оранжевого, голубого, зелёного и фиолетового;
- Развивать эстетическое восприятие, поощрять проявление фантазии;
- Формировать умение создавать свой неповторимый образ в рисунках по вариативному рисованию, используя различные техники рисования.
В интеграции:
Речевое развитие:
- развивать память;
- пополнять активный словарь;
- работать над правильным произношением звуков.
Социально- коммуникативное развитие:
-
- создавать у детей радостное настроение и удовлетворение от общения с красками и радость от результатов своего труда;
- развивать умение делиться с педагогом и другими детьми своими впечатлениями о полученных знаниях;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Познавательное развитие:
- развивать у детей представление об окружающем мире;
развивать внимание, любознательность и воображение;
- поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения;
- заинтересовать детей экспериментированием с красками для получения других цветов и оттенков.
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику, усидчивость;
- формировать естественную двигательную активность.
Планируемые результаты: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, экспериментировании; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет речью; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика по возрасту, он подвижен.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение понимать пространственные отношения; выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Используемое оборудование:
Для воспитателя: интерактивная доска, слайды с изображением луга, одуванчика с божьей коровкой, след на одуванчике, закат на реке; запись песни М. Пляцковского, В. Шаинского «Улыбка»; тексты стихов и загадки; текст сказки Е. Ульевой «Откуда берётся радуга», костюм дождя, буквы: К, О, Ж, З, Г,С,Ф); квадраты красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов; палитра, кисти; ватман.
Для детей: баночки с краской, палитра, материалы: пробки, губки, ватные палочки, толстые кисти, влажные салфетки, листы для акварели, краски, баночки с водой, костюмы солнца и облака, атласные ленты (7 штук под цвет радуги).
Методы и приёмы:
- Игровая мотивация
- Исследовательская деятельность
- Экспериментирование
- Словесный
- Коммуникативная игра
- Дидактическая игра
- Информативно- рецептивный
- Эвристический
- Эпизодические приёмы.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Этап 1. Введение (5 мин.) 1 занятие. | |
Цель: создание игровой мотивации к деятельности. | Цель: принять мотивацию на последующую деятельность. |
Ребята, смотрите мы с вами попали в сказку!
Инсценируют сказку Е. Ульевой «Откуда берётся радуга» (автор – воспитатель, дождь – помощник воспитателя, солнце и облако – дети) – Вы поняли, откуда же берётся радуга? – А вы желаете сами изобразить радугу? Попробуем. |
Дети внимательно смотрят сказку.
– ответы детей. – ответы детей. |
Этап 2. Основной (15- 20 мин.) | |
Цель: учить выполнять действия по инструкции воспитателя, развивать мелкую моторику рук, развивать познавательный интерес и чувство взаимопомощи, вызывать интерес к физическим упражнениям, предложить по выбору рисовать вариативными изобразительно-выразительными средствами. | Цель: отвечать на поставленные вопросы, рассказывать заученный стишок, находить выход из проблемной ситуации, выполнять двигательные упражнения, рисовать вариативными изобразительно-выразительными средствами. |
Прочитаем стих:
Как ворота эти звать? Как ворота эти звать? Можете вы их назвать? А на бумаге сможете вы изобразить радугу? А где же мы их можем раздобыть? ( обратить внимание на первые строки стиха). Нелегко это сделать, надо преодолеть препятствия, которые встретятся нам на пути. Вы готовы отправиться в путешествие на луг? |
– читают стих и изображают радугу разноцветными лентами в руках.
Разноцветные ворота На лугу построил кто-то, Но пройти в них не легко, Те ворота высоко. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот. Ни одну, ни две, ни три- Целых семь ты посмотри. – Дети отвечают хором РАДУГА.
– Нет. У нас нет красок. – На лугу. – Готовы! |
Проблемная ситуация. | |
Цель: формирование у детей представления об определённом порядке расположения цветов в радуге. | Цель: найти решение выхода из проблемной ситуации, запомнить порядок расположения цветов. |
Цвета радуги располагаются в определённом порядке. Предлагаю запомнить его в шуточной форме. (На магнитной доске прикрепляются буквы: К, О, Ж, З, Г, С, Ф, соответствующие цветам радуги, при произнесении каждого слова).
Повторим фразу (при повторе каждого слова буква превращается в цвет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Сколько же нам понадобиться цветов, чтобы изобразить радугу? А теперь в путь за красками. |
Дети заучивают фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети повторяют. – Семь. |
Физкультминутка | |
Цель: построение в круг координирование речи с движениями. | Цель: построение в круг координирование речи с движениями. |
В небе дождь, гроза (поднимают руки вверх)
Закрывай глаза (закрывают глаза руками) Дождь прошёл. Трава блестит (руки в стороны) В небе радуга стоит (рисуем радугу руками над головой) Поскорей, поскорей выбегай из дверей (бег на месте) По траве босиком (ходьба) Прямо в небо прыжком (подпрыгивают). – Какая же первая краска нам нужна? Откуда её можно взять? У кого попросить? – Тогда наш путь лежит через радужный мостик на зелёный лужок. – Вот мы с вами и на лугу (на интерактивной доске появляется изображение луга). – Ой, посмотрите на влажный одуванчик. – Какого он цвета? – А кто на одуванчике сидит? – А она какого цвета? – Давайте вежливо попросим у одуванчика и божьей коровки поделиться с нами своими красками! – Вот теперь у нас уже есть 2 цвета. Какие они? – Вспомним последовательность цветов в радуге. Какой же цвет мы пропустили? |
встают в круг и выполняют движения.
– красная. Ответы детей. Шагают и садятся на свои места. – рассматривают – жёлтого. – божья коровка. – красного. – дети просят, используя вежливые слова. – красный и жёлтый? – перечисляют. – оранжевый. |
Проблемная ситуация. | |
Цель: помочь найти способ получения оранжевого цвета. | Цель: найти выход из проблемной ситуации. |
– Что же нам делать?
– А посмотрите на экран. Божья коровка улетела с цветка и оставила на нём свой след. Он совсем другого цвета. – Рассмотрите внимательно его. Какого же он цвета? – Попробуйте догадаться, как он получился? Обратите внимание на то, что одуванчик был влажным. – А вы сами хотите попробовать смешать цвета. – Тогда поэкспериментируем. – Возьмите палитру и положите в неё красную краску. А теперь добавьте жёлтую. – Какой цвет получился? – Вот и преодолели препятствие. Вы рады? Сколько же цветов радуги нам удалось раздобыть сегодня? – Мы молодцы! Возвращаемся обратно в садик по радужному мостику с 3 красками. |
– предположения детей.
Рассматривают и дают ответ – оранжевого. – смешались жёлтый и красный цвета. Да! Берут палитры и смешивают краски. Восторг детей. – оранжевый. – Да. – Три. Встают с мест и подходят к рабочим столам. |
Рисование вариативными изобразительно-выразительными средствами
( по выбору детей). |
|
Цель: предоставить детям возможность выбора материалов для рисования по их желанию (губки, ватные палочки, широкие кисти, влажные салфетки и т.д.) | Цель: выбрать по желанию материалы, которыми будут изображать радугу. |
– Выберите, пожалуйста, по желанию, чем же вы хотите изобразить первые 3 дуги радуги.
– Приступайте к работе, используя любую технику рисования по вашему желанию. |
– выбирают.
– самостоятельно выполняют работу. |
Этап 3.Заключительный (2-3 мин.) | |
Цель: получить информацию об успешности выполнения поставленной цели, а так же об эмоциональном состоянии воспитанников по итогам проведённого занятия. | Цель: обмен впечатлениями. |
– Воспитатель говорит:
«Посмотрите, сколько же мы нарисовали дуг у радуги? – А хотите нарисовать остальные? – Но для этого необходимо раздобыть и остальные краски. Это мы попробуем завтра. Рефлексия: – Расскажите, что вам больше всего понравилось на занятие? |
– три.
– дети соглашаются. Ответы детей. Дети делятся впечатлениями. |
Этап 1. Введение (5 мин.) 2 занятие. | |
Цель: создание игровой мотивации к деятельности. | Цель: принять мотивацию на последующую деятельность. |
– Воспитатель читает стих:
«… Я на радугу- дугу Полюбуюсь побегу- Семицветную-цветную На лугу подстерегу. Я на красную дугу Наглядеться не могу, За оранжевой, за жёлтой Вижу новую дугу. (на интерактивной доске появляется радуга). – А какого цвета новая дуга? – Правильно! Тогда снова отправляемся в путь через луг. Согласны? |
– дети внимательно слушают.
– зелёного. – согласны. |
Этап 2. Основной (15 – 20 мин.) | |
Цель: учить выполнять действия по инструкции воспитателя, развивать мелкую моторику рук, развивать познавательный интерес и чувство взаимопомощи, вызывать интерес к физическим упражнениям, предложить по выбору рисовать вариативными изобразительно-выразительными средствами. | Цель: отвечать на поставленные вопросы, рассказывать заученный стишок, находить выход из проблемной ситуации, выполнять двигательные упражнения, рисовать вариативными изобразительно-выразительными средствами. |
– Послушайте загадку:
«А в траве зелёной тихо Скачет по травинкам лихо. Весь в зелёном человечек Шустрый, маленький…» (на интерактивной доске появляется изображение зелёного кузнечика на лугу). – Правильно. А какого он цвета? – Вот у него мы и можем вежливо попросить зелёный цвет. Этот цвет четвёртый. – А сколько всего цветов у радуги. – Повторим их в шуточной форме. – 4 цвета нашли. А сколько осталось цветов раздобыть? – Назовите их пожалуйста. – А найти нам эти цвета поможет песенка. |
– ответ детей КУЗНЕЧИК.
– зелёного. – дети вежливо просят. – семь. – проговаривают: « Каждый охотник желает знать где сидит фазан». – три. – голубой, синий, фиолетовый. |
Физкультминутка. | |
Цель: построение в круг координирование речи с движениями. | Цель: построение в круг координирование речи с движениями. |
– Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
– Внимательно слушайте песенку и выполняйте движения. (Звучит 1 куплет и припев песни « Улыбка». |
– выходят и строятся в круг.
– на 1 куплет движутся по кругу, изображая радугу, на припев выполняют подскоки. |
– Какой цвет вы услышали в песне?
– А что там было голубое? – Вспомним слова (воспитатель напевает «С голубого ручейка начинается….. (пауза). – А река какого цвета? – Молодцы! Мы с вами нашли ещё 2 цвета. Какие? – Ребята нам пора уже возвращаться. А ещё одного цвета у нас нет. Какого? |
– голубой.
– ручеёк. Дети подхватывают: РЕКА. – синего. – голубой и синий. – фиолетового. |
Проблемная ситуация. | |
Цель: помочь найти способ получения фиолетового цвета. | Цель: найти выход из проблемной ситуации. |
– Как же быть?
– Читает стих: «Вот и солнце удаляясь на покой Опускается над синею рекой. И последний блеск по воздуху разлит Фиолетовый он отблеск нам дарит». (на интерактивной доске изображение заката над рекой). – Как же получился фиолетовый отблеск? Кто догадался? – Попробуем сами? |
– Предположения детей.
– дети внимательно слушают и смотрят на экран. – синяя река смешалась с красным солнцем. – согласие детей. Экспериментируют так же как с оранжевым цветом, смешивая синий и красный цвета. |
Рисование вариативными изобразительно-выразительными средствами
(по выбору детей). – проходит так же как и в предыдущий день. |
|
Этап 3. Заключительный. (2- 3 мин.) | |
Цель: получить информацию об успешности выполнения поставленной цели, а так же об эмоциональном состоянии воспитанников по итогам проведённого занятия. | Цель: Обмен впечатлениями. |
Релаксация. | |
– Ребята, вам понравилась наша игра- путешествие?
– Что вам больше всего запомнилось? – Какие моменты больше всего понравились? – А что вызвало у вас затруднение? – Какими материалами вам больше всего понравилось работать? – А теперь намажьте свою ладонь тем цветом, который вам больше понравился во время нашего путешествия и оставьте отпечаток на общем листе. – Что мы видим? МОЛОДЦЫ! |
– ответы детей. Дети намазывают ладошку и оставляют отпечаток на ватмане. – Все цвета радуги. |
Информационные ресурсы:
Рабочая программа воспитателя ежедневное планирование по программе
«От рождения до школы» авт. Н.Н. Гладышева, В.Н. Мезенцева, Т.В. Никитина, Издательство «Учитель», 2015г.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая группа, авт. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова, Издательство
«Учитель» , 2015г.
Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада, авт. А.И. Булычёва, Н.С. Варенцова, УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», М.1999г.
К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование с детьми».
Г.Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду части 1 и 2».
Л. Субботина «Развитие воображения у детей».
Т. С. Комарова « Как научить ребёнка рисовать».
Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках» «Феникс», Ростов-на Дону, 2016г.
Материалы сайта: maam.ru›detskijsad…yesteticheskoe…v…mladshei…dlja…