Тема: «Капитошка в гостях у ребят в детском саду».
НОД по экспериментированию.
Средняя группа-4-5 лет.
Цель: формирование представления у дошкольников о свойствах воды.
Задачи приоритетной образовательной области:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развивать умение делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, проводить опыт).
- развивать познавательную активность,
- закрепить понятие значимости воды, в жизни человека.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
- активизировать словарный запас детей (вода, Капитошка, пуговица, красный, синий, желтый, зеленый, черный);
- способствовать обогащению словарного запаса (капелька, вкус, запах, цвет, прозрачная, безвкусная, бесцветная, пар);
- вызывать интерес к проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов и раз;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать умение работать в команде;
- способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их, сопереживать;
- способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- воспитывать у детей интерес к выполнению двигательных действий;
- снимать психоэмоциональное напряжение;
- развивать общую моторику, координацию движений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- стимулировать нравственные качества: сострадание, желание прийти на помощь;
- развивать творческую активность детей,
- развивать слуховое восприятие через прослушивание музыки.
Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации воспитанников на образовательную деятельность.
Обоснование целесообразности применения ИКТ на занятии: использование видеозаписи на занятии помогает педагогу привлечь и удерживать внимание детей, создать игровую мотивацию к деятельности. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Планируемые результаты НОД: ребенок пересказывает сказку «Репка» вместе со взрослым, знает и называет героев сказки, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуацию; ребенок проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участие в совместной деятельности; познавательные – умение работать по заданному алгоритму; понимает пространственные отношения; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование для детей: игрушка из воздушных шариков Капитошка, 18 стаканчиков с чистой водой, 1 большой стакан с чистой водой, 6 бумажных чашек, 6 сердечек, 5 картинок-символов, 6 разноцветных полосок размером 2 на 6 см.
Оборудование для педагога: видеозапись опыта №5, аудиозапись песня «Капитошка», 2 больших и 1 маленький стакан с чистой водой, пуговица, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска.
Предварительная работа: беседа на тему «Вода», рассматривание иллюстраций, проведение опытов, чтение сказки и просмотр мультфильма «Капитошка».
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Вводный этап: 3 мин. | ||
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта. | Цель: установление зрительного, тактильного контактов. Участие в игре. | |
Воспитатель поет песенку и выполняет вместе с детьми соответствующие движения. | Дети внимательно слушают и выполняют соответствующие движения. | |
Ребята поздороваемся веселой песенкой:
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп, |
Дети хлопают в ладоши. | |
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, | Дети топают ногами. | |
Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм, | Дети хлопают по щекам. | |
Здравствуйте, зубки. | Дети стучат зубками. | |
Здравствуйте, губки. | Дети причмокивают губами. | |
Здравствуй, мой носик, бим-бим-бим. | Дети стучат по носику. | |
Здравствуйте, дети! Здравствуйте! | Дети здороваются. | |
– Ребята, что вы делали сегодня утром? | Ответы детей: умывались, чистили зубы, завтракали, делали зарядку. | |
– Какие вы молодцы, я тоже сегодня утром умывалась, завтракала, а еще я решила полить цветы. Чем поливают цветы? | Ответы детей: водой. | |
– Правильно, одна капелька из лейки упала на подоконник, а потом превратилась в Капитошку. | Дети внимательно слушают воспитателя. | |
– Я сказала Капитошке, что тороплюсь к вам в детский сад, и он попросил взять его с собой. И вот он здесь. Только он очень стеснительный, давайте все вместе его позовем: | Дети хором: Капитошка. | |
Воспитатель берет в руки капитошку. | Дети внимательно рассматривают капитошку. | |
Капитошка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! | Ответы детей: Здравствуй, Капитошка! | |
– Ребята, капитошка хочет загадать вам загадку. Послушайте, внимательно | Дети слушают загадку. | |
Без нее, без нее
Нам не выстирать белье, И посуду не помыть, Суп и кашу не сварить. Она нужней нам, чем еда, И называется (вода) |
Ответы детей: вода. | |
– К воде ребята нужно относится очень бережно и не оставлять без надобности открытые краны. | Дети внимательно слушают воспитателя. | |
Игра «вода хорошо-вода плохо» | ||
Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо? | Ответы детей: да. | |
Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой. | Ответы детей: плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь) | |
Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов. | Ответы детей: это плохо для людей, вода может подтопить их дома. | |
– Молодцы, ребята! | Дети слушают воспитателя. | |
Капитошка: Я много видел и знаю много интересного о воде, и хочу показать вам фокусы, которые можно проделать с водой. Хотите посмотреть? | Ответы детей: да. | |
Основной этап: 15 мин | ||
Экспериментальная деятельность | ||
Опыт №1 «Вода прозрачная» | ||
Цель: познакомить со свойством воды. | Цель: | |
Капитошка: Итак, ребята, сейчас я вам покажу самый простой фокус. Скажите, что я держу в руке? | Ответы детей: пуговицу. | |
Капитошка: Верно, я опускаю пуговицу в воду, она исчезла? | Ответы детей: нет. | |
Капитошка: Как нет, я ее не вижу, где она ребята? | Ответы детей: в воде, в стакане. | |
Капитошка: Как в стакане, ой точно ,ну хорошо, а то я испугался, что потерял ее в волшебной воде. В ней ведь все может случится. Почему в чистой воде вы увидели пуговицу? | Ответы детей: потому что она прозрачная. | |
Воспитатель: совершенно верно, какой бы предмет вы не опускали в воду, он будет виден, ай, да Капитошка фокусник. | Дети слушают воспитателя. | |
Воспитатель: Ой, ребята, я опустила палец в воду, а он исчез, посмотрите-ка | Дети наблюдают за действиями воспитателя. Ответы детей: нет, палец видно. | |
Воспитатель: Точно видно, значит не исчез, а теперь вы попробуйте опустить один пальчик в стакан с водой. | Дети опускают палец в стакан с водой. | |
Капитошка: Ребята исчезли ваши пальчики? | Ответы детей: нет, их видно. | |
Воспитатель: А почему их видно? | Ответы детей: Потому что вода прозрачная. | |
Воспитатель: Мы с вами узнали, что чистая вода прозрачная.
Воспитатель прикрепляет картинку-символ №1 на магнитную доску. |
Ответы детей: Чистая вода прозрачная. | |
Опыт №2 «Чистая вода бесцветная» | ||
Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, какого цвета чистая вода. У вас на столах лежат полоски бумаг разных цветов. Мы будем по очереди сравнивать цвет воды в стакане с цветом полосок. Каждый из вас по очереди возьмет полоску бумаги, перевернет ее, назовет цвет и поднесет ее к стакану с водой.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать полоску бумаги. |
Каждый ребенок выбирает полоску бумаги, переворачивает ее, называет цвет и подносит к стакану с водой. |
|
– С какой из полосок совпадает цвет воды? | Ответы детей: ни с одной. | |
-Правильно! Ни с одной! Чистая вода не имеет цвета. На вопрос, какого цвета чистая вода, мы с вами ответим так: вода бесцветна.
Воспитатель прикрепляет картинку символ №2 на магнитную доску. |
Ответы детей: вода бесцветная. | |
Опыт №3 «У воды нет запаха». | ||
Капитошка: Ребята, давайте понюхаем воду. Чем пахнет чистая вода? | Дети нюхают воду.
Ответы детей: ничем. |
|
Капитошка: Правильно, ничем. Можно сказать, что у воды нет запаха. Мы с вами только что узнали несколько важных свойств воды. Вспомним и скажем:
Чистая вода – прозрачна. |
Чистая вода – прозрачна. |
|
Чистая вода – бесцветна. | Чистая вода – бесцветна. | |
Чистая вода не имеет запаха. | Чистая вода не имеет запаха. | |
Физкультминутка | ||
Воспитатель: Мы много нового узнали и немножечко устали. Пришло время отдохнуть, а Капитошка нас всех приглашает танцевать. | Дети слушают воспитателя. | |
Танец с Капитошкой. | ||
Опыт №4 «Вода безвкусная» | ||
– Весело и задорно потанцевали мы с Капитошкой, ребята, а для чего нам еще нужна вода? | Ответы детей: пить, поливать цветы, готовить пищу, стирать белье. | |
– Ребята, что-то мне так пить захотелось, а вы хотите попить водички? | Ответы детей: да. | |
– Давайте попробуем воду.
Воспитатель разливает воду в стаканы детей. |
Дети пробуют воду. | |
– Поставьте, пожалуйста, стаканчики. Вода сладкая? | Ответы детей: нет. | |
– Соленая? Горькая? Кислая? | Ответы детей: нет. | |
– Правильно, значит вода – безвкусная. Повторим все вместе.
Воспитатель прикрепляет картинку-символ на магнитную доску. |
Ответы детей: вода безвкусная. | |
Опыт №5 «Пар – это тоже вода». | ||
Капитошка: Ребята, проходите скорее на стульчики, я нашел что-то очень интересное. | Дети присаживаются на стульчики. | |
Видео 1. Пар – это тоже вода. | Дети просматривают видео. | |
Воспитатель: Ребята, запомните, что пар – это тоже вода. Повторите.
Воспитатель прикрепляет картинку-символ на магнитную доску. |
Ответы детей: Пар – это тоже вода. | |
Дыхательная гимнастика «Подуй на чашку с паром» | ||
– Ребята, Капитошка приглашает нас на волшебное чаепитие. Но чай очень горячий, что мы можем сделать, чтобы охладить его? | Ответы детей: подуть. | |
– Правильно. Возьмите чашки.
Воспитатель каждому ребенку раздает по «картонной» чашке. |
Дети берут чашки. | |
– Дуть нужно плавно, не торопится, не надувать щеки.
Воспитатель контролирует выполнение дыхательной гимнастики. |
Дети дуют на чашки, следят за плавностью выдоха, не надувают щеки. | |
Заключительный этап (3 мин) | ||
Цель: подведение итогов образовательной деятельности, снятие эмоционального и умственного напряжения, повышение эмоционального настроя воспитанников, рефлексия. | Цель: получение положительной оценки своей деятельности. | |
Воспитатель: Молодцы, ребята. Волшебное чаепитие закончилось. Положите чашечки и подойдите к Капитошке, он хочет вам что-то сказать. | Дети кладут чашки и подходят к Капитошке. | |
Капитошка: Ребята, какая вода? | Ответы детей: вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха. | |
Капитошка: Что такое пар? | Ответы детей: Пар – это тоже вода. | |
Воспитатель: Какой фокус Капитошки Вам больше всего понравился? | Ответы детей: мне понравилось пробовать воду, а мне нюхать и т.т. | |
Воспитатель: Сейчас каждый из вас возьмет сердечко и прикрепит его к картинке-символу, которая вам больше всего понравилась? | Дети прикрепляют сердечко к картинке. | |
– Капитошке очень понравилось у вас в детском саду, но ему пора улетать обратно к своим друзьям-капелькам. | Дети внимательно слушают воспитателя. | |
Капитошка: Спасибо Вам ребята, мне с вами было очень весело и интересно. А, чтобы Вы меня не забывали, вы со своим воспитателем сделаете маленькие портреты меня, Капитошки. До свидания, ребята! | Ответы детей: До свидания, Капитошка! | |
Воспитатель: Вот и закончились наши удивительные приключения с Капитошкой, нам пора возвращаться в группу. | Дети уходят за воспитателем. |