Паспорт педагогического проекта: Проект «Книжкина неделя»
Проект: «Путешествие по « Книжкиной неделе» с остановкой на станции «Библиотека», для детей старшего возраста
Автор:
Описание: Материал будет полезен и интересен воспитателям, педагогам младшего и дополнительного образования, родителям, старшим воспитателям.
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи:
– Познакомить детей с видами и назначением книг.
– Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
– Учить детей создавать книгу своими руками.
– Развивать творчество, воображение, фантазию.
– Создать условия для развития творческих способностей детей.
– Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
– Познакомить детей с различными жанрами книг.
– Дать детям знание о роли библиотеки.
– Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
– Побуждать детей к сочинительству.
– Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.
– Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
– Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».
Проект «Книжкина неделя»
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 2 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательнх областей – познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: художественно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
– подбор методической и художественной литературы;
– подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги – энциклопедии; буквари; азбуки; сказки );
– дидактические игры;
– подбор мультфильмов; презентаций по теме;
– выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
– заинтересованность родителей и детей;
– методические разработки.
Актуальность данного проекта. В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям – любовь к книге – начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения.
Методы проекта:
– игровые : дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;
– словесные : чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
– практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,
– наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Метод трех вопросов:
Что знаем?
Знаем ,что есть книги.
Знаем, что они бывают разные .
Что хотим узнать?
Как появилась книга?
Где хранятся книги?
Какие, бывают книги?
Что такое библиотека?
И многое – многое другое…
Где и как найдем ответы на вопросы?
Поход в библиотеку;
спросим ответ у взрослых;
будем читать литературу.
Задачи по работе с родителями:
– Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
– Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
– Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
– выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…);
– совместные работы родителей и детей;
– речевое творчество детей;
– дидактические игры и пособия;
– НОД;
– игра – драматизация детей;
– игра – драматизация родителей.
– называют любимые произведения;
– могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;
– умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.
– дети узнали о значении книги в жизни человека;
– владеют понятием « Библиотека»;
– знают о том, что нужно беречь книгу;
– умеют самостоятельно изготавливать книги.
Этапы проекта:
Перед проведением «Книжкиной недели» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки», «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», проводилась беседа о предстоящем празднике.
День просвещенной творчеству К.И. Чуковского.
Детям и родителям было дано домашнее задание:
— перечитать любимые книжки,
— изготовить иллюстрации к стихотворениям А. Барто
– Мой любимый сказочный герой.
Совместные работы детей и родителей.
1 этап – подготовительный (срок 21.03.2016 – 03.04.2015г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
– определить актуальные знания детей о книгах;
– вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
– планирование проектной деятельности по теме «Книги. Библиотека» опираясь на методическую литературу;
– подбор методической и художественной литературы;
– подбор дидактических, подвижных, малоподвижных;
– составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий ,через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
– создание проблемной ситуации;
– развивать выразительность речи;
– развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
– пополнить уголок книги материалами по теме проекта;
– воспитывать аккуратность при работе с книгой.
Формы организации работы 2 этапа:
– Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми.
Тематические беседы:
– Ситуативный разговор: « Нужно ли беречь книгу?»
– Беседа: «Из чего состоит книга?»
– Беседа на тему «Что такое библиотека?»;
– Беседа «Книга-наш друг».
– Беседа «Хочу все знать!»
– Беседа «ИСТОРИЯ КНИГИ» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).
– Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).
– Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.
– Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского.
– Показ презентации-викторины «Угадай сказку».
– Опрос детей: «Мой любимый сказочный герой».
Изготовление Книжки-самоделки тема: «Моя любимая сказка»;
«Книжка малышка»
Знакомство с пословицами:
Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.
Испокон века книга растит человека.
Кто читает, тот много знает
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворения «Доктор Айболит” с использованием звуковых эффектов.
«Муха – цокотуха».
« Федорина горе».
Русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.
Просмотр мультфильма «Трое из простоквашина. Кот Леопольд»
Слушание песен на сказочную тематику.
Художественно – продуктивная деятельность:
– Изготовление пригласительных билетов к сказке: «Теремок на новый лад»;
– лепка «Мой любимый герой сказки»;
– рисование «Мои любимые книжные герои»»;
– аппликация «Обложка любимой книги».
Театрализованная деятельность: Игра – драматизация «Теремок»
Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок»
Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В.С.Юркевич»,
Анкетирование: «Какие книжки читают дома».
Анкетирование:«Приобщение ребёнка к художественной литературе»,
Подборка детских произведений:
– «Теремок»;
– «Муха – цокотуха»;
– «Стихи А. Барто».
Дидактические игры: «Собери сказку», « Закончи предложение»,«Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным?»; Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;
Оформление выставки детских энциклопедий«Самые умные книги»
Сюжетно-ролевые игры:
« Библиотека», «Книжный магазин»
Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».
Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и промолчи». «Мы веселые ребята»;
Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»
Путешествие по выставке «Волшебные сказки» – рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели. Выставка поделок к конкурсу « Мой любимый сказочный герой». Выход в библиотеку.
Задачи:
– развивать творческие способности;
-развивать интерес к чтению книг;
– развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
– развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности
– воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые результаты были достигнуты:
– В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
– Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
– Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
– Были организованы для детей тематические выставки.
– Дети научились ремонтировать книги.
– Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
– Дети посмотрели спектакли по прочитанным произведениям.
– Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
– Совершили поход в библиотеку.
Подарки детям за активное участие в проекте
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.