Консультация для родителей на тему:

«Организация детского экспериментирования 

в домашних условиях для детей 5-6 лет»

Задача родителей – развивать любознательность детей, увлечь их самим процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребёнка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти никаких.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
  2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
  3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
  4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
  5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

ПОМНИТЕ!

 ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

ГЛАВНОЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС 

И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Примеры экспериментов:

  1. «Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы).
  2. «Цветы лотоса» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
  3. «Подводная лодка из винограда». Берём стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать).
  4. «Подводная лодка из яйца». В одном стакане солёная вода в другом пресная, опустите по одному яйцу в каждый стакан. (В солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
  5. «Капля шар». Берём муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. (Пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
  6. «Чудесные спички». Надломить спички по середине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются. (Волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
  7. « Чем пахнет вода». Даём три стакана воды с сахаром, солью, пресную. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).
  8. «Испаряется ли вода?». Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).
  9. «Есть ли у воды вкус?». Дать ребёнку попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
  10.  « Куда делись чернила?». В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).

 

К 5-6 годам у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также даётся одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.