Консультация для родителей на тему:
«Организация детского экспериментирования
в домашних условиях для детей 5-6 лет»
Задача родителей – развивать любознательность детей, увлечь их самим процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребёнка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти никаких.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
- Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
- Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
- Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
- Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
- Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
ПОМНИТЕ!
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
ГЛАВНОЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС
И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Примеры экспериментов:
- «Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы).
- «Цветы лотоса» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
- «Подводная лодка из винограда». Берём стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать).
- «Подводная лодка из яйца». В одном стакане солёная вода в другом пресная, опустите по одному яйцу в каждый стакан. (В солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
- «Капля шар». Берём муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. (Пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
- «Чудесные спички». Надломить спички по середине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются. (Волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
- « Чем пахнет вода». Даём три стакана воды с сахаром, солью, пресную. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены).
- «Испаряется ли вода?». Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).
- «Есть ли у воды вкус?». Дать ребёнку попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
- « Куда делись чернила?». В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя).
К 5-6 годам у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также даётся одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.