На всём протяжении ХХ в. Дошкольника, как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, как Е.Н.Тихеева, Е.А.Флёрина, Р.И.Жуковская, М.М.Конина, Л.М.Гурович и другие. Но многие вопросы до сих пор не исследованы.
В последней трети ХХ в. стало очевидным: изучать дошкольника-читателя в рамках одного научного направления невозможно. Как в самой природе детской литературе заложена связь искусства слова, эстетики, педагогики и психологии, так и в изучении маленького читателя необходимо содружество, совместные усилия философов, педагогов, психологов, культурологов, а также практических работников-воспитателей дошкольных учреждений и библиотекарей.
Нынешняя реальность требует иного подхода к вопросу: «Что представляет собой детская литература, адресованная дошкольнику?»
Что это – один из видов искусства слова, играющий неоценимую роль в развитии и воспитании человека? Средство, материал для оживления педагогического процесса, протекающего в дошкольных учреждениях? Забава, увлекательное время провождения, а то и просто один из приёмов, отвлекающий ребёнка от общения с уставшими или занятыми взрослыми?
Непонимание роли литературы в детской жизни, незнание истории её развития и современного состояния, ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений, слабое представление о функциях литературы, с одной стороны, и отсутствие грамотной политики и методики приобщения дошкольников к литературе и процессу чтения – с другой, одна из причин нечтения, неуважения к книге, как следствие, снижение уровня интеллекта, развития речи ребёнка, качественно иного протекания таких психологических процессов, как воображение, память, внимание.
Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается в дошкольном детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в малыше формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.
Одним из самых дискуссионных направлений в вопросе приобщения детей к чтению было и остаётся изучение круга чтения дошкольника (КЧД). Так в тех же 80-х годах ХIХ в. стали говорить о его жанровом составе.
Например, прозвучали резкие высказывания против басни.
«Басня есть подчтение, предложенное в стихотворной форме, и поэтому никоим образом не принадлежит к области поэзии. Место её в школьные годы…» – писал Н.П.Завьялов в «Педагогическом листке» за 1887 г, защищая дошкольников от тех жанров, где мало возвышенного, воздействующего в первую очередь на душу ребёнка, его чувства.
До сегодняшнего дня остаётся спорной и тематика, художественный мир произведений для дошкольников.
«Стремление занять, повеселить ребёнка», т.е. чтение «книг клоунадного типа» в 20-х годах ХХ в. Е.А.Флёрина называла «старой, ненужной педагогической тенденцией». «Такие книги, – считала она, – наносят вред культуре детских эмоций и пониманию детьми окружающей реальности».
Тогда на защиту игровой детской литературы встал М.Горький. Сегодня игровая детская литература – ведущее направление детского искусства слова. Она заняла приоритетное положение в детском чтении, постепенно вытеснив из круга чтения дошкольника реалистическую книгу, без которой круг чтения дошкольника является неполным, односторонним.
Не остались без внимания и те художественные средства, которыми пользуются авторы, пишущие для малышей. Так, в 20-х годах резкому осуждению подвергся В.Бианки.
Самое большое внимание дошкольнику как читателю уделялось в годы социальных переломов. И не только потому, что государство, общество, семья видели в нём будущего активного участника социальных событий. Суть в том, что была замечена психотерапевтическая роль литературы, её компенсаторные функции.
Она активно использовалась Р.И.Жуковской в годы Великой Отечественной войны и позже и ею же была описана. Но Р.Н.Жуковская и воспитатели, проводившие эксперимент вместе с ней, были людьми старой выучки, хорошо знавшие детскую литературу, разбиравшиеся в ней.
В последние годы появились целые направления в психологии, эксплуатирующие воздействие литературы на дошкольника: арттерапия, психокоррекция, психотерапия и т.д.
Представители этих направлений умаляют значение самой литературы как вида искусства, вольно или невольно подчёркивают её прикладной характер и формируют у дошкольников соответствующее отношение к ней.
Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими нужно грамотно..
Примерный портрет дошкольника-читателя стал складываться к 20-м годам ХХ в. Представлялось, что это ребёнок, который требует прежде всего серьезного отношения к описываемому и значительности переживаемых положений.
Ему нужны подлинные ценности, настоящий героизм и драма действий. Автор этого высказывания Е.А.Флёрина отмечает не только то, чего требует, а значит, что по её мнению, воспринимает ребёнок, но и то, что он как читатель не воспринимает, не любит.
Это прежде всего произведения описательного характера, книги с психологическим содержанием, сложные художественные образы.
Меняется мир, меняется литература, меняется ребёнок-читатель, требования к книге для него остаются прежними.
Обратим внимание на одно положение, высказанное Е.А.Флёриной: «Содержание книги для младшего возраста не должно выходить за пределы детского опыта». Казалось бы, опыт семейных отношений не может быть глубоко осознан детьми. Однако реакция современных дошкольников на взаимоотношения героев в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» свидетельствует об обратном.
Современный дошкольник судит о литературных героях не с позиций высокой нравственности, не с позиций «так должно быть», а с позиции «так есть», есть в реальной жизни, которая не просто окружает его, а исследуется и воспринимается по правилам бытийной сущности мира.
«Тридцать лет и три года жили, ничего не нажили, – говорит дошкольник-читатель воспитателю, – и вы хотите, чтобы старуха уважала старика?!».
К такому выводу ребёнок приходит, воспринимая произведение на слух, что значительно сложнее, чем при чтении глазами. Значит, у современного дошкольника, умеющего связать практику художественного творчества и практику жизни, достаточно высокий уровень интеллектуального развития.
Говоря о зависимости дошкольника-читателя от взрослого окружения, следует помнить о другой зависимости – от детского коллектива, равного ему по возрасту, восприятия и осмысления текста.
Дошкольник с высоким уровнем читательского развития требует ежедневного внимания к себе. Но система работы по чтению в детском саду такова, что вольно или невольно способствует не дальнейшему развитию одарённых детей, а их унификации, снижению и даже потере ими интереса к чтению.
До настоящего времени не существует условия общепринятого определения дошкольник-читатель. И слово «читатель» многие считают как «владеющий техникой чтения», поэтому дошкольника учат читать, чем вызывают раннюю усталость от процесса чтения.
Неприятие процесса чтения ведёт к отрицательным эмоциям при виде книги и предложения взрослого прочесть её.
Если в перспективе дошкольной образование прекратит быть сферой услуг, а станет образованием полноценным, как это предполагается сделать, введя обучение детей с 5 лет, если общение с книгой будет проходить под лозунгом «читать раньше, чем говорить», о роли книги в личностной истории человека можно будет забыть.
В настоящее время дошкольник-читатель у каждого свой. Издатели свидетельствуют: ребёнок читает и любит то, что любят и понимают из собственного детства его родители.
Читая такие книги, современный дошкольник лет на тридцать отстаёт в познании мира. У А.Барто, С.Михалкова и даже более близко стоящего к нам Э.Успенского, ныне почитаемых в семье, реальный мир – другой.
Авторы убеждены: дошкольник любит нонсенс, это его мир, который он преображает с удовольствием, играет им. Но каково влияние такой литературы на дошкольника? Каким вырастет он, пользуясь только ею?
Ориентировка на книги из детства родителей незаметно приводит к угасанию целых пластов детской литературы: природоведческая книга, дидактический рассказ, юмористическая проза и т.д.
Сегодня уже некому сказать о природе так точно, как говорил, например, В.Бланки. Но, с другой стороны, и В.Бланки, и М.Пришвин не смогли воспитать у своих читателей второй половины ХХ в.природоцентрического сознания, иначе проблема взаимоотношений природы и общества не стояла бы сейчас так остро.
Следует отметить, что современный дошкольник- читатель развивается вне культурного контекста, т.к. во многих семьях сегодня не читают, не ведут разговор о прочитанном, не бывают в библиотеках.
Если малыш не посещает детский сад, он может активно не пользоваться книгой, до тех пор пока не возьмёт в руки учебник, пока общение с книгой не станет обязательным.
Дошкольника рано приучают к компьютеру, аудио- и видеокнигам. А это совершенно иной тип взаимоотношения с текстом.
Беглые заметки психологов о том, какое количество времени ребёнок может находиться у компьютера, проблему не решают.
О новом типе восприятия читаемого малышам текста не говорит никто. А ведь тип восприятия воздействует на тип мышления. И такие явления, как фрагментарность восприятия, поверхностное мышление, приоритет игровых методик на занятиях, жажда смены событий и видов деятельности, которые характерны для сегодняшних молодых людей, наверное, берут начало в дошкольном детстве, проведённом без книги.
З.Гриценко «Своеобразие читательского становления».
Дошкольное воспитание, 2008, № 2, с.15-21.