Актуальность: Дети дошкольного возраста очень любят рисовать. Но рисовать обычным способом не всем детям интересно, и поэтому всё чаще педагоги стали использовать нетрадиционное рисование. На данном занятии рисование ватными палочками. Это формирует у детей раннего возраста Эстетическое восприятие и художественно- творческие способности в изобразительной деятельности, развивает восприятие формы и цвета, мелкую моторику рук. Сочетая творческую деятельность с упражнениями для тренировки пальцев с речевым развитием детей ,способствует развитию ребёнка в целом.
Художественно- эстетическое развитие играет важную роль во всестороннем развитии младших дошкольников и должно начинаться с объектов окружающей среды, с которыми ребёнок сталкивается в природе, в художественных произведениях.
Данное занятие является составной частичкой художественно- эстетического развития дошкольников. Оно предполагает : развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; стимулирование сопереживания персонажу; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Пояснительная записка.
Тема НОД: «Защитим ежа от опасности».
Тип НОД: интегрированное.
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4года).
Место НОД: проводится в рамках тематической недели « Осень».
Цель НОД: Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники (рисование ватными палочками).
Приоритетная образовательная область: Художественно- эстетическое развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
- Развивать навыки совместного творчества;
- Учить украшать изображения разных предметов дорисовками.
- Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
- Развивать творческое воображение и фантазию.
В интеграции:
Речевое развитие :
- развивать память ;
- пополнять активный словарь;
- работать над правильным произношением звуков.
Социально- коммуникативное развитие:
-
- создавать у детей радостное настроение и удовлетворение от общения с красками и радость от результатов своего труда ;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание .
Познавательное развитие:
- развивать у детей представление об окружающем мире;
развивать внимание, .любознательность и воображение.
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику, усидчивость;
- формировать естественную двигательную активность.
Планируемые результаты: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении , познавательно- исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет речью; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика по возрасту, он подвижен.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение понимать пространственные отношения; выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Используемое оборудование:
Для воспитателя: Игрушка ёжик, макет ёжика из картона (3штуки), баночка с чёрной краской, искусственная ёлочка, корзинка, аудио записи звуков ежа и его голоса, лист с нарисованным контуром ежа, интерактивная доска, ноутбук, презентация.
Для детей: макет ёжика из картона (3штуки), бельевые прищепки ( по количеству детей), баночки с чёрной краской (по количеству детей), салфетки, листы с нарисованным контуром ежа ( по количеству детей), мячики( по количеству детей). ватные палочки, маски жучков и мышек.
Методы и приёмы:
- Игровая мотивация
- Исследовательская деятельность
- Художественное слово
- Коммуникативная игра
- Дидактическая игра
- Индивидуальная работа с детьми во время продуктивных видов деятельности (прикалывание прищепок, рисование)
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Этап 1.Введение (2 мин.) | |
Цель: создание игровой мотивации к деятельности. | Цель: принять мотивацию на последующую деятельность , отгадать звуки героя. |
– Ребята , я предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес. Вы согласны?
Тогда внимание на экран. |
отвечают (согласны) |
Слайд № 2. Включить аудио запись «Звуки осеннего леса. Ёж» | ( смотрят, слушают) |
– Ой, ребята!
Что это за звуки ? Кто это так фырчит? |
ответы детей( ёжик) |
– А вы попробуете изобразить , как разговаривает ёжик? | дети изображают |
Этап 2. Основной ( 10- 11 мин.) | |
Цель: учить выполнять действия по инструкции воспитателя, развивать мелкую моторику рук, развивать познавательный интерес и чувство взаимопомощи, вызывать интерес к физическим упражнениям, познакомить с нетрадиционным рисованием ватными палочками. | Цель: отвечать на поставленные вопросы, рассказывать заученный стишок, находить выход из проблемной ситуации, выполнять двигательные упражнения, рисовать ватными палочками. |
Слайд №3.(ёж крупным планом) -Посмотрите на экран | смотрят |
– Рассмотритеежа.
-Какого он цвета? -Какие у него глазки? -Какие у него лапки? |
дети рассматривают и отвечают на вопросы
– серого – чёрные -короткие, с коготками |
– Вспомним стишок про ёжика,
который учили. |
Дети рассказывают:
Шли по лесу не спеша. Вдруг увидели ежа! Ёжик, ёжик, мы друзья! Дай погладить нам тебя. |
А ёжик пришёл к нам ни один, а с целой семейкой! (достаёт макеты ежей из картона)
– Погладьте, наших ёжиков! |
дети гладят ежей |
– Какие – то странные у нас ёжики! Не колются совсем! Чего- то у них не хватает? | – колючек. |
Раздаётся голос ежа: «Да, у нас почему то нет колючек! И все звери нас обижают! Сделайте нам пожалуйста колючки!» | дети внимательно слушают |
Проблемная ситуация. | |
Цель: формирование у детей представления о целостном образе героя. | Цель: найти решение выхода из проблемной ситуации, работая в парах. |
– Куда же они подевались?
Ребята, сможем помочь нашим друзьям? |
– «потерялись по дороге.»
-«ДА». |
Слайд 4. « Игра с прищепками»
Посмотрим как с помощью прищепок можно сделать ёжику колючки. |
смотрят на экран
-разбиваются по парам. Помогают ёжику- прикрепляют каждый по очереди прищепки. |
Слайд 5. (массажные мячики)
–Ой, ребята! А ежи за это нас поблагодарили- принесли нам что- то! Внимание на экран. Что это? |
смотрят на экран
– мячики |
( раздать каждому в руки)
-На что похожи эти мячики?- Почему? |
берут, мнут пальцами.
-на ежа -колючие! |
-Вы знаете чем питаются ежи?
Слайд 6.(питание ежа). -Посмотрим на экран. – Молодцы ребята! Правильно ответили. |
-грибами, яблоками, паучками, мышками…
смотрят |
-А теперь представьте себе , что мальчики жучки, а девочки мышки. | дети одевают маски |
Физкультминутка | |
Цель: построение в круг координирование речи с движениями. | Цель: изображение ежа в движении, передвигаясь по кругу. |
– Поиграем с мячиками!
–Лесом катится клубок ( стоя в кругу, прокатывают мяч между ладонями вперёд- назад) У него колючий бок ( круговые движения между ладонями) Он охотится ночами ( идут по кругу, перекладывая мяч из одной руки в другую) За жуками и мышами (убегают от ежа на свои места). |
встают в кружок и выполняют движениясадятся за стол |
Рисование ватными палочками. | |
Цель: познакомить с ватными палочками, учить рисовать ватными палочками прямые линии. | Цель: правильно держать ватные палочки при рисовании, рисовать прямые линии. |
Воспитатель заглядывает в корзинку и говорит:
-«У ёжика в корзинке ещё что- то есть? Кто это? |
-ежата |
Воспитатель раздаёт листочки с контурами ежат
– И они гладенькие, без чего? |
-дети рассматривают и отвечают :
-«без колючек» |
Слайд 7.(ватные палочки)
– Вот сейчас мы с вами и будем рисовать колючки ежатам. А рисовать будем ни кисточкой, ни фломастером , ни карандашом, а ватной палочкой. Внимание на экран! Палочку держим тремя пальчиками (показывает). |
берут палочку в руку |
Воспитатель показывает свою ладонь с растопыренными пальцами. Задаёт вопрос: – На что похожа моя ладонь? А пальцы? | – на ёжика.
– на колючки. |
-Посмотрите, как я палочкой буду проводить по пальчикам к ладошке
( показывает). Попробуйте на своей ручке. |
дети проводят линию по пальчикам к ладошке |
Вот так мы будем рисовать колючки у ежат.
Воспитатель напоминает , что колючки у ежат нужно рисовать только на туловище. |
|
Показывает у доски. По мере необходимости помогает детям индивидуально. | дети смотрят , а затем самостоятельно выполняют работу |
По мере выполнения детьми работы, воспитатель размещает рисунки на доске. | дети рассматривают рисунки |
Этап 3.Заключительный ( 2-3 мин.) | |
Цель: получить информацию об успешности выполнения поставленной цели, а так же об эмоциональном состоянии воспитанников по итогам проведённого занятия. | Цель: обмен впечатлениями. |
– Воспитатель говорит :
« Посмотрите ,сколько мы нарисовали колючих ёжиков. Им теперь никакие звери не страшны! Рефлексия: -Расскажите , что вам больше всего понравилось на занятие? Сюрпризный момент. Слайд 8. (ель, под ней ёж) -Отгадайте загадку: « Под зелёными ёлками лежит мешок с иголками». |
-да, мы спасли их от опасностей, ответы детей
-ёжик |
Слайд.9. (мешок с угощением).
–Ежи очень благодарны вам и приготовили для вас сюрприз. |
смотрят на экран |
-Воспитатель читает стишок:
Ёжики довольны! У них теперь колючки, Ну, а мы с ребятами Сейчас идём мыть ручки. |
моют руки и находят мешок с угощениями,угощаются. |
Информационные ресурсы:
Рабочая программа воспитателя ежедневное планирование по программе « От рождения до школы» авт. Н.Н.Гладышева, В.Н.Мезенцева, Т.В. Никитина…, Издательство « Учитель» , 2015г.
Комплексные занятия по программе « От рождения до школы», вторая младшая группа , авт. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова., Издательство « Учитель» , 2015г.
Планы занятий по программе « Развитие» для младшей группы детского сада, авт. А.И.Булычёва,Н.С.Варенцова…., УЦ им.Л.А.Венгера « Развитие» ,М.1999г.
Материалы сайта: maam.ru›detskijsad…yesteticheskoe…v…mladshei…dlja…